Это колдовское зрелище похоже на медитативное сновидение замерзающего в заснеженном лесу путника. У спектакля зимнее и невероятно новогоднее настроение, хотя к Рождеству и смене года прямого отношения он не имеет. Заледенелые зеркала на стенах, как окна избушки, что стоит среди застывшей от холода чащи. И мнится, будто осколок именно такого зеркала попал в глаз и самое сердце мальчику Каю. Атмосфера на сцене приглашает в чудеса, и они не медлят случиться.
Молодой режиссёр Гульназ Балпеисова ставит на сцене Театра Елены Камбуровой уже не первый спектакль. В новой работе «Нянины сказки» она радует безупречным попаданием в жанр и умением увидеть внутренним взором и по-своему осмыслить вкодированные в душу великие строки. Заявленный в стиле фанстамагории спектакль не сворачивает с этой тропы, с головой окуная зрителя в чудесное «кэрроллово» зазеркалье.
Если выбирать между Александром Сергеевичем и Хансом-Христианом, то первый покажется нам более родственным, но на самом деле подобный выбор сам по себе ошибочен. Конечно, каждый зритель невольно шевелит губами вслед «Сказке о царе Салтане» или «Сказке о рыбаке и рыбке», но и трогательный «Гадкий утенок» также опознаëтся с первых слов.
На сцене происходит тягучее погружение в состояние зимнего вечернего уюта. Герои ходят в растянутых толстых свитерах и тёплых носках, которые, может быть, связала им Няня (Елена Камбурова). И хотя в тексте царствует Александр Сергеевич Пушкин, няня-сказительница ничуть не походит на Арину Родионовну. Это скорее английская бонна или просто волшебница в зелёном бархате. Зрители перед ней, как дети в кровати, накрытые толстым одеялом до подбородка, готовы трепетать от таинственных «страшилок» и добрых сказок с хорошим концом.
С Пушкиным автор спектакля совершенно запросто «на ты» и, похоже, повеса-поэт был бы рад такому хулиганскому, запанибратскому ракурсу своих сказок. Режиссёр лихо находит в них самые острые и самые вечные строки, которые отзываются на любые события любого времени, то есть они всегда «здесь и сейчас», и для многих давно стали словами обыденной речи.
Смелая и оригинальная попытка поиграть не в «Сказки Пушкина», а со «Сказками Пушкина» превращается в фантасмагорические видения, сложенные, как из мозаики из самых талантливых воплощений этих сказок в различных произведениях искусства – музыки Н.А. Римского-Корсакова, театральной декламации Иннокентия Смоктуновского, живописного врубелевского представления о Царевне-Лебеди (Евгения Курова). Вокруг «вечного» творится наше грешное бытие: Золотая рыбка (Евгения Курова) неожиданно оказывается девицей лёгкого поведения, Гвидон (Данил Можаев/Артур Сахаров) рембрандтовским «Блудным сыном», а ненасытная Старуха (Лада Марис) влезает в один свитер со своим Стариком (Евгений Вальц/Александр Кольцов), и они становятся цельным дуэтом, как это часто бывает в крепком браке с подкаблучником.
Герои сказок свободно «разгуливают» из одной в другую и чувствуют себя в каждой из них совершенно комфортно: пластичные строчки легко сливаются, смешиваются, вытанцовываются и поются забавными сонгами мюзикла (композиции Олега Синкина). «Ай да Пушкин!»: он подходит всем – царям и царицам, «рыбкам» и «медведям», растаманам и восточным купцам.
На сказки поэта отлично ложится самый выразительный из театральных принципов: эмоциональная парабола. Полный живого юмора спектакль строится на внешних признаках хоррора, когда лица героев белы, как мелованная бумага в хорошем издании, а из книжных полок без конца появляются руки и указующие персты, будто бы вопрошающие нашего современника: «А ты читал ли….вообще хоть что-нибудь?» Ребус постановки верно направлен «на своих»: тех, кто читает, слушает, кто отличает М.П. Мусоргского от Э. Морриконе и радуется соприкосновению с метками «азбуки искусства», разбросанными режиссёром по полотну спектакля.
Внезапно среди шаловливого расслабляющего нуара является дядька Черномор (Александр Мамедов) с единственной фразой, возвращающей всех на Землю и пронзающей насквозь пушкинским гением правды: «В те поры война была….»
Вверх-вниз по полукругу эмоций – и вот уже настала пора для слушателей обливаться слезами вместе с Медведем (Евгений Астафуров/Роман Калыкаев) из «Сказки о Медведихе» и с маленьким несчастным утëнком, которому суждено стать лебедем.
Тут уже без прикрас. Няня садится в большое кресло и, как крохам перед сном, рассказывает зрителям всю длинную волнующую историю о презираемом всем миром уродце, который вырастает в прекрасную птицу. Актриса на стуле мастерски отыгрывает мимикой малейшие эмоции Гадкого утёнка (Анна Комова). И пробирает дрожь от насущной символики этих простых и поучительных строчек. Хочется выше натянуть одеяло и поскорее очутиться в том «прекрасном далёко» и взять туда с собой струнный оркестрик с его чудесными музыкальными картинками.