В середине февраля пермский театр «У Моста» привез в Москву спектакль «Ирландский герой – гордость Запада». Пьеса ирландского драматурга начала XX века Джона Миллингтона Синга принесла автору наибольшую известность, а театрам – возможность погружения в странный мир ирландского захолустья. В театре «У Моста» эту историю перенес на сцену режиссер Сергей Федотов.
Пьеса, названная автором комедией, для «не ирландца» вещица довольно странная, абсурдная и в чем-то даже аморальная. Главный герой – отцеубийца, а остальные персонажи считают его преступление подвигом. Зрителям остается только включить на полную мощность свою фантазию и представить этот перевернутый мир.
Действие происходит в таверне на берегу моря, где всем заправляет дочь хозяина Пегин. Она ведет хозяйство и вяло собирается замуж за невзрачного, но зажиточного Шоона. Неожиданно на пороге таверны появляется оборванец, представляется Кристофером Мехоуном и рассказывает слезную историю о том, как отец над ним издевался, а он терпел-терпел, да и убил его лопатой.
В крошечной деревне, где никогда ничего не происходит, появление нового человека, да еще с такой историей становится грандиозным событием, в первую очередь для местных девиц. Начинается борьба за внимание пришельца, который, будем честными, вовсе не Аполлон. К тому же, вскоре выясняется, что он и не герой, а его россказни не то чтобы совсем вранье, но папа все-таки жив.
В спектакле театра «У Моста» это история выглядит так, как написал ее Синг. Убогая мрачная таверна с одним окошком, нелепый главный герой, вечно пьяные местные мужики, недалекие барышни. Центром постановки становится вовсе не Кристофер Мехоун (Вильдан Валиев), а противостояние двух ярких личностей (так и хочется сказать сильных-независимых): Пегин Майк (Анастасия Перова) и вдовы Куин (Ирина Молянова). Борьба двух женщин за убогого, но способного на поступок (хоть и противоестественный) мужика, как динамо-машина, двигает вперед немного затянутое действие.
В пьесе Синга, конечно же, множество подтекстов – от глобального человеческого одиночества до размышлений в духе Достоевского. И у каждого своя правда, и у девиц на выданье, и у недобитых папаш. Юмора, хоть и черного, здесь тоже предостаточно, но спектакль все же более тяготеет к серьезному изложению произведения, что, конечно, звучит абсурдно в случае с комедией. Все персонажи выглядят скорее жалкими, чем смешными, с другой стороны – как им еще выглядеть при такой-то жизни?