«Дорогие друзья, доброй ночи! Для начала нужно выключить свет, чтобы было пострашнее…» – на часах 22:30, а в СТД На Страстном зрителей готовят к просмотру хоррора. Перед командой спектакля вовсе не стоит задачи накрыть непроницаемой пеленой мрака каждого присутствующего, а затем оставить парализованным от нескончаемого потока тревожных мыслей – согласитесь, не такого послевкусия ожидаешь. Зрителям предлагают заглянуть во внутренний мир подростков, где стремление подчиняться влиятельной фигуре (и вместе с тем готовность раствориться в толпе зомбированных людей) сильнее желания найти опору в себе самом.
Пока доступ к управлению собственной жизнью открыт другим лицам, в любой момент программа «свобода выбора» может быть безвозвратно удалена. Именно это пугает и держит в таком же напряжении, как и фильмы,переполненные скримерами. «Мы привезли вам что-то такое…– задумывается, подбирая подходящее слово, Николай Коляда и после небольшой паузы продолжает, – зубодробильное, чего в Москве ещë никто никогда не видел». Название тому – «Ушко». Мягко и благозвучно (уменьшительно-ласкательный суффикс традиционно отсылает к доброму, нежному и светлому) – на контрасте с содержанием. «То,что вы сейчас увидите, – провокация жуткая, но я вас прошу, останьтесь, пожалуйста, до конца», – завершает приветственную речь режиссëр. Нуждались бы зрители в таких словах, если бы в спектакле замалчивались резонансные темы, а острые углы максимально сглаживались?
Екатеринбургский «Коляда-театр» покоряет столицу, приглашая любителей экспериментов оценить «Ушко». Поскольку речь идëт о подростках, буквально вчера окончивших школу, исполнители главных ролей – молодые артисты, которые готовы мгновенно сократить дистанцию со своими героями-авантюристами. Раз – и на девушках короткая юбка-комбинезон и ярко-красные колготки в сеточку, а юноши – в рваных свободных джинсах и термоядерных кроссовках. Два – и резкие движения актëров с быстрой сменой интонаций отражают взрывной характер персонажей в сочетании с боязнью потерять в глазах друг друга свою «крутость». Бунтарство гораздо органичнее смотрится в том случае, если разница в возрасте между реальными (недавние выпускники ЕГТИ) и сценическими (17-18-летние ребята) лицами нивелируется. И здесь режиссëру Александру Балыкову удаëтся предотвратить появление зрительского диссонанса.
Пространство спектакля разделено железными цепями на небольшие зоны. Визуально напоминает расчерченные детьми квадратики для игры в классики. Однако герои лишены способности не только тепло, мирно и дружелюбно коммуницировать друг с другом, но и мыслить по-разному без попытки прийти к единому «правильному» мнению. Вместе они представляют обезличенную толпу (и потому актëры неоднократно надевают маски), жаждущую указания сверху. Исключениями становятся Вадик (Даниил Шулепин) и Никита (Евгений Корнильев).
Героям приходится непросто: руководитель/диктатор/как заявлено в описании, «бродяга» (Александр Балыков) постоянно желает стереть их индивидуальность в порошок. Здесь стоит прокомментировать подробнее: перед зрителями спектакль жанра хоррор, поэтому напряжение достигается посредством акцента на исследовании «тëмной стороны» человеческой природы, то есть использовании сверхъестественных существ, коим и является бродяга Штефан. Он проникает в сознание толпы и, словно кукловод, заставляет производить нужные движения. А вот по отношению к юношам, которые придерживаются своих ценностей, выдающаяся тактика не работает. И пусть героям не спрятаться от морального и физического насилия, они не боятся идти на риск ради сохранения не только крепкой дружбы, но и нежной любви. И уход от традиционных представлений не имеет значения.
«Огонëк любви потуши и воздастся тебе ярким пламенем», – шепчет на ушко Вадику Штефан. И с этого момента каждое действие диктатора направлено на изменение мышления двух выбивающихся из массы единиц. Путь, который предстоит пройти героям, полон зависимостей. Наркотическая, алкогольная, сексуальная – с одной стороны. От чужого мнения и наставления – с другой. Каждый этап – проверка себя и своего партнëра на прочность. А ещë зрителей – на выдержку.
Не ко всему, что транслируется на широкую аудиторию, можно быть готовым. Поэтому важно дать себе время осмыслить увиденное и услышанное. «Ушко» в этом отличный помощник: подсвечивает те участки личной истории зрителя, которые остаются вне поля его зрения до определëнного момента.
Автор Алеся Воронова