Один из старейших и важнейших российских джазовых фестивалей мирового уровня родился в 2001 году по инициативе Игоря Бутмана. Вот уже более 20 лет «Триумф Джаза» представляет отечественным меломанам величайших джазовых музыкантов современности. С момента основания на фестивале выступили более сотни легендарных исполнителей из разных стран.
10 марта в Светлановском зале Московского международного Дома музыки прошёл концерт первого фестивального дня. Программу логически разбили на две части, которые условно можно определить как «любимые исполнители» и «новые проекты». Первое отделение открыли Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр, вскоре к ним присоединилась Хибла Герзмава. Любимцы миллионов в представлении не нуждаются, но каждая встреча с ними открывает что-то новое в знакомой классике.
Оркестр исполнил несколько композиций, в числе которых – сочинение Николая Левиновского по мотивам «Песни Марфы» из оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Яркое соло на саксофоне маэстро Бутмана наполнило балладу Young Beauty (Here She Is) задумчивыми философскими нотками. Николай Левиновский, известный джазовый музыкант, композитор и аранжировщик, давно сотрудничающий с оркестром Бутмана, специально прилетел из Нью-Йорка, чтобы лично присутствовать на концерте. Лирическую тему продолжила композиция Дюка Эллингтона The Intimacy of the Blues. «Потому что интимная сторона блюза нам ближе всего», – с улыбкой объяснил Бутман выбор мелодии.
Хибла Герзмава начала своё выступление с Fly Me to the Moon – песни, которую поклонники хорошо знают и любят в её исполнении. Оперная дива также спела золотые хиты отечественной эстрады «Журчат ручьи», «Эхо любви» и «Я шагаю по Москве» в необычных обработках. Оркестр Бутмана и его виртуозные музыканты дополнили мелодику голоса инструментальными «отступлениями» и помогли вокалу передать богатый, по-настоящему джазовый характер аранжировок. Из зарубежных композиций в программу концерта была также включена Summertime, а Smile в совместной версии Олега Аккуратова и Хиблы Герзмавы прозвучала нежнейшим диалогом.
Второе отделение познакомило гостей фестиваля с новыми именами. Первой выступила команда из Индонезии Keubitbit Band, в творчестве которой сочетаются разные музыкальные традиции – фолк, этно и рок, современный бит, танцевальные ритмы и ближневосточные напевы. Особый колорит выступлению придали специальная техника быстрого пения и соседство национальных музыкальных инструментов острова Суматра с современными инструментами – саксофоном, гитарой и ударными. Визуально контраст подчеркнули костюмы артистов – длинные национальные одеяния и кеды на ногах. Музыкантам хватило пары композиций, чтобы влюбить в себя зрителей и подтвердить свой джазовый статус: задор, энергия, открытая манера исполнения, безупречное владение голосом и инструментами (отдельно отметим саксофониста Радена Трио Ананда) – в этот вечер все слагаемые привели Keubitbit Band к неизбежному триумфу джаза.
Концерт продолжился совместной программой признанных российских звёзд мирового джаза – Петра Востокова и Олега Аккуратова. На столичной джазовой сцене дуэт в таком составе выступил впервые, поэтому его вполне можно считать новым проектом. В остальном – это всё те же Востоков и Аккуратов с их мастерством, харизмой и чувством юмора. В концертный сет музыканты включили композиции, которые нравятся им обоим, хотя найти такие, по признанию Востокова, было нелегко. В исполнении фортепиано и трубы прозвучали джазовые мелодии тридцатых годов, в том числе – Candy, When Your Lover Has Gone и Magic Moments. Судя по реакции зрителей, двух инструментов и голоса вполне достаточно для создания абсолютно джазового настроения, а у проекта двух знаменитых джазменов есть будущее. По крайней мере, хочется пожелать музыкантам отыскать больше джаза, близкого обоим, и порадовать меломанов новыми аранжировками.
Завершили концерт первого дня участники из Таиланда – Pathorn Srikaranonda Quartet. На московской фестивальной площадке коллектив выступил впервые. Лидер квартета Патхорн Срикаранонда – музыкант в четвёртом поколении, композитор, педагог, обладатель множества государственных и международных наград. Как саксофонист играл с выдающимися коллективами и музыкантами разных стран и принимал участие в многочисленных международных музыкальных фестивалях и мероприятиях. Фортепиано, ударные, контрабас и саксофон, а также тайская флейта клуй – в таком составе бэнд сыграл несколько джазовых композиций, одна из которых посвящена миру во всём мире. Сет из лиричных мелодий и сдержанная манера исполнения, близкая к классическому звучанию, стали идеальным финалом джазового вечера.