Притча про женщину, которая хотела быть счастливой…и стала ею. Спектакль «Как я пришла в сознание», театр Практика

От болезненного осознания неблагосклонности судьбы, определяющей, кому смаковать вкус победы над собой и обстоятельствами, а кому учиться жить с поражением, до благодарности за опыт, который позволил стать решительнее и выносливее, – путь небыстрый и непростой. Как и работа над спектаклем-притчей о женщине, мечтающей быть счастливой. Дина Корзун – не только главная героиня истории под названием «Как я пришла в сознание», но и еë автор. Выныривая из сценического мира в реальный, а затем возвращаясь обратно, актриса ещë ближе знакомится со своим внутренним ребëнком, а зрителям предлагает «подсмотреть» за духовным взрослением и «подслушать» самые сокровенные мысли. Не столько о чередовании белых и чëрных полос и стремлении взять максимум от жизни в период эмоционального подъема, сколько о событиях, кардинально меняющих изнутри: здесь не важна система оценивания по шкале «хорошие – плохие». Этот (моно)спектакль представляет собой путешествие от одного «ментального события» к другому – переход героини от непонимания причин происходящего и мучительного вопроса «за что?» к его корректировке «для чего мне это дано?» и осмыслению неслучайного стечения обстоятельств. 

фото предоставлено пресс-службой театра

На сцене театра «Практика» актриса Дина Корзун и композитор Луи Франк. Несмотря на крепкий союз, которому уже более 20 лет, здесь, перед зрителем, динамика их взаимоотношений меняется, а параллельно ей внутреннюю трансформацию проживает и главная героиня. Первоначальный этап: музыкант и муза, словно незнакомцы, случайно встретившиеся в одном из баров города-миллионника после тяжëлого рабочего дня, отматывают киноленту случившихся за все годы событий назад, выбирают одно важное и подробно его раскрывают. ОН – преданный слушатель. ОНА – неутомимый рассказчик. Промежуточный этап: музыкант и муза, словно приятели, готовые приоткрыть друг для друга дверцы внутреннего мира, но с осторожностью, оставляя пока ключик у себя, в нужный момент помогают завершить мысль «товарища» или наоборот, подталкивают к развитию философских речей. Конечный этап: музыкант и муза, самая настоящая влюблëнная пара, нежно держатся за руки и делятся со зрителями историей их первой встречи.

Путешествие по значимым событиям сопровождается перевоплощениями Дины.  Белый фартук, лëгкий головной убор, в руках швабра, а в голове роятся тревожные мысли о предстоящей премьере – возвращение в студенческое время, где юные артисты готовятся к спектаклю по пьесе Метерлинка «Чудо святого Антония». Роль Дины – служанка Виргиния. «Я должна упасть на колени и верить… – объясняет она зрителям и после небольшой паузы продолжает: – А как играть веру? Как играть чудо? Вы знаете?». Предоставляя публике возможность погрузиться в предлагаемые обстоятельства и поразмышлять над ответом, Дина вновь меняет образ. Чешки – на красные туфли. Фартук – на пиджак. Швабру – на награду за лучшую женскую роль в фильме Тодоровского «Страна глухих». Но внешние перемены не отражают внутреннее состояние. Тотальное нарушение личного пространства – издержки актëрской профессии. И Дина, присаживаясь рядом с Луи, вспоминает историю о фанатичном поведении незнакомой женщины, которая устроила погоню за «глухой танцовщицей» в попытке получить автограф. «Зачем эта история приключилась со мной? Может быть, я хотела, чтобы меня любили?» – задаëтся вопросом актриса и следует за новым «костюмом». Теперь перед зрителями маленькая Дина: на ногах валенки, на голове шапка с заячьими ушками. Вперëд за шоколадными подарками! Главное – встать на стульчик и рассказать стишок Деду Морозу. Тогда и папа обратит внимание, а это лучше любого угощения… Самый ценный подарок, который избавит от боли, разъедающей ребëнка изнутри. 

Несоответствие ожиданиям взрослых, подростковый протест, поиск необыкновенной любви и встречи с людьми, обладающими жгучим желанием создавать счастье вокруг себя, – лишь часть того, о чëм каждому в зале хочет поведать Дина. «Вызовы судьбы – это язык, на котором мир с нами разговаривает. Всë случается для того, чтобы я стала лучше, – подытоживает актриса и, поворачивая голову в сторону Луи, а потом смотря зрителям в глаза, тепло произносит: – Я благодарна за любовь… за творчество». У каждого есть выбор быть или стать счастливым человеком и изменить уровень глубины познания себя как личности, способной доверять миру. А также есть выбор соприкоснуться с этой историей, чтобы отметить откликающееся лично вам «ментальное событие».

Автор Алеся Воронова

URL List