На Малой сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера балета «Зазеркалье» хореографа Константина Семенова. Над новым спектаклем также работали композитор Василий Пешков и художник Мария Трегубова. Основанная на мотивах сказки «Алиса в Зазеркалье», премьера выглядит совершенно самостоятельным произведением, где сюжет Льюиса Кэрролла играет далеко не заглавную роль. Конечно, остались персонажи и настроение беспечности сказочных метаморфоз, которые уносят в детство. Эффектное оформление сцены усиливает ощущение безграничной свободы, в которой утопает сюжет, и ты вместе с ним становишься частью настоящего волшебства.
«Главным полем притяжения для нас был романтический механизм ухода от реальности в другое измерение. Мы вовсе не отказывается от реальности, однако в процессе спектакля пытаемся вступить в сговор со зрителем и войти в пространство художественной условности – подобно тому, как Алиса когда-то вошла в зеркало», – признаётся композитор Василий Пешков. Сцена проникновения в зеркало решена изумительно красиво: в движении притягиваются друг к другу две части платформы, на которой находятся две Алисы, как в отражение, они смотрят друг на друга. Тут и кресло, и торшер, и ковёр дублируются, а круговые движения площадки создают ощущение стирания границ между условными измерениями. Взрослая и маленькая Алисы прикасаются кончиками пальцев к друг другу, вокруг постепенно исчезают все бытовые элементы и остаётся пустота, из которой родится сказка.
Важным элементом действия выступают часы, которые оказываются в руках то у одной, то у другой Алисы, а то и у сказочных героев. Подобно часовому механизму – отточенному и безошибочному – происходят метаморфозы с декорациями. В такт этому существует и музыка. Здесь она очень разная, но объединённая настроением струящегося потока, вечного движения, стремительного и естественного, как сама природа. Композитор объединяет разные жанры, переплетая их в единую роспись стилей: от квазибарокко до квазисредневековья.
Удачно разделение площадки на основную часть, где проходят все хореографические номера, и небольшую «сцену на сцене», отгороженную несколькими интермедийными занавесами. За ними и скрывается зазеркальный мир, отсюда появятся ожившее отражение Алисы, Шалтай-Болтай, братья Труляля и Траляля, Шахматы и др. Кажется, что придумать что-то необычное и новое для иллюстрации этих геров уже невозможно, сколько всего уже создано! Но костюмы Марии Трегубовой доказывают обратное. В них нет стремления к эпатажу, продуманные и не обременённые вычурностью, костюмы перенимают на себя львиную долю зрительского внимания. Всё сделано в едином стиле, с использованием многообразия красок и минимума деталей.
Самыми яркими и запоминающимися становятся дуэтные партии Полины Заярной (Алиса) и Анастасии Лименько (Алиса-девочка), Евгения Жукова (Труляля) и Евгения Дубровского (Траляля), который также прекрасно справился с образом Шалтая-Болтая. Сразу три роли исполняет Герман Борсай – Кэрролл, Чёрный Король и Чёрная Королева – харизматичный и обаятельный актёр, каждый выход которого выглядит отдельным спектаклем. Конечно, одной из самых визуально магнетических картинок стало появление Белой Королевы, партия которой досталась Елене Соломянко. Помимо этих центральных фигур в действии заняты Шахматы, Жители Зазеркалья, Цветы, Королевская рать, Львы и Единороги.
Интеллектуальная головоломка – так можно кратко охарактеризовать «Зазеркалье», но обязательно добавив, головоломка эта потрясающе красивая, остроумная, галантная и утончённая. Важным героем здесь становится сам зритель, без сотворчества с которым спектакль существовать не может. Именно от фантазии и готовности принять правила зазеркального мира, зависит общее настроение, а быть может и финал странствия по ту сторону наших отражений.