Шекспировский «Король Лир» появился в репертуаре Театра Российской Армии благодаря режиссёру, заслуженному артисту России Андрею Бадулину. Он решает облегчить патетический пафос трагедии, и, хотя программка гласит, что спектакль решён в жанре трагифарса, это не совсем соответствует тому, что увидят зрители. Фарсовых комических приёмов действие лишено, уступая место мелодраматической составляющей.
В главной роли выступил актёр Сергей Колесников, которому удаётся вытащить наружу человеческие черты Лира, сделав из деспотичного эгоиста живой портрет. Такому герою хочется сочувствовать, он не вызывает страха или презрения. Сергей Колесников замечательно читает монологи: с лирической мягкостью, щемящей ностальгией, эмоционально и честно.
«Дуй, ветер! Дуй, пока не лопнут щеки!» − режиссёр решает, что этот, один из ключевых монологов, Лир должен читать в глубине сцены. Такой приём не оправдан и лишает зрителя возможности насладиться прекрасной декламацией Сергея Колесникова. Мизансценически это не один эпизод, который ставит актёров в невыгодное положение: статичность поз, застывших в профиль, длинные проходки в глубине сценической площадки, неудобные подъёмы по лестнице и т.п.
В массивных декорациях все персонажи выглядят беззащитными и одинокими. Художник-постановщик Мария Вольская, которая также выступила автором костюмов, выбирает за основу серые оттенки. Каменные лестницы с двух сторон зажимают сцену, условно прорисовывая схему древнегреческого театра: тут нашлось место «орхестре» и «проскении», где застыла грозовая туча. Эффектно очерчены в воздухе тени и туманные акварели, в которых утопает фигура Лира.
Удачными актёрскими работали стали образы Герцога Олбанского в трактовке Дениса Кутузова, Граф Глостер глубоко драматично сыгран Константином Денискиным, а небольшая роль Графа Кента замечательно воплощена Вячеславом Разбегаевым, и точно запомнится. Особенно хочется выделить сцены-диалоги Максима Чикова (Эдмунд, побочный сын Глостера) и Константина Денискина (Граф Глостер). Хотя образ Эдмунда получился довольно спорным, идущим в разрез с характером постановки, молодой кураж и эмоциональность задали свой тон. Лирическими героинями стали Гонерилья (Мария Шмаевич), Регана (Елена Сванидзе) и Корделия (Елизавета Мазалова). Актрисы выглядят впечатляюще: длинные наряды с золотистыми и серебряными вставками, много украшений, яркий макияж и статуарность поз – настоящие античные богини.
Музыкальное оформление Дмитрия Спиридонова должно вызывать множество споров. Ощущение от выбранной музыки действительно неоднозначно: кажется, что ты слушаешь трэк из голливудского блокбастера или компьютерной игры. Соединяясь с традиционной формой спектакля, это рождает конфликт и никак не привносит дополнительной масштабности. А ведь именно к ней, судя по всему, тяготеет режиссёр.
«Король Лир» в Театре Российской Армии станет отличным поводом для неискушенного зрителя познакомиться с театральным воплощением шекспировской драматургии. На сцене всё предельно ясно, проработаны сюжетные линии, персонажи понятны, декорации впечатляют. Конечно, для первого воплощения такого сложного материала, наверное, стоило бы сконцентрироваться не на сценографии и желании придумать что-то новое, а показать главное, что есть в этом театре – прекрасный актёрский ансамбль. Для этого необязательно превращать сцену в павильон или прибегать к стилизации. Величие шекспировского текста – вот то, что всегда будет ценно.