17 мая 2023 в Театре имени Гоголя состоялся первый премьерный показ спектакля «Гроза. Искушение». Мистика, абсурд, ирония, триллер, религия, сказка, невроз, наука, поэзия… – кажется, не перечислено и половины всего, что вместила в себя премьера. Худрук и режиссёр Антон Яковлев поставил спектакль по мотивам популярнейшей пьесы А. Н. Островского «Гроза», решив её как притчу об искушениях. Подобно неконтролируемой природной стихии, искушение нависает над душой человека, чтобы лишить её света и навсегда поглотить.
В работе над известным сюжетом Яковлев использовал все доступные художественные средства, чтобы история смогла увлечь и удивить. Пластические этюды, видео-арт, авторская неоклассическая музыка, творческая работа со светом, оригинальные декорации, поэтические цитаты из М. В. Ломоносова – всё вместе переносит город Калинов в вымышленный мир с неуловимыми пространственно-временными координатами.
На сцене – царство людей, зверей и насекомых, где не ходят чужие и понятно, кто есть кто и кто кого ест (все «едят» всех, некоторые – себя). Этот мир полон странностей, загадок и препарированных метафор. Тёмное пространство сцены сверху вниз пронзает луч прожектора, и в тёмном царстве Катерина (Любовь Константинова), опережая Добролюбова, в этот луч света пытается войти, словно примеряя его на себя – верно ли сравнение, достойна ли я такой чести?
Персонажи не статичны и меняются по ходу действия. Например, Дикой (Олег Гущин) снимает бороду и хлыст Карабаса Барабаса и надевает ветвистые рога как корону шамана, а его племянник Борис (Илья Антоненко) меняет репортёрскую фотокамеру на шее на верёвку (поводок? удавку?). По воле режиссёра с некоторыми героями заранее произошли интересные метаморфозы. Странница Феклуша стала странником Фёклом (Андрей Ребенков), чьи благословения больше похожи на проклятия, а крестное знамение – на эзотерический знак. Полусумасшедшая семидесятилетняя барыня в Театре Гоголя сильно помолодела и превратилась в таинственную Чёрную барыньку в серебряном нимбе-кокошнике (Анна Александер) – зеркальное альтер эго Катерины. Марфа Игнатьевна в исполнении Ольги Науменко настолько царственно-красива, величественна и уверена в себе, что ею чуть ли не восхищаешься, а назвать её Кабанихой просто не повернётся язык.
Происходящее на сцене воспринимается двояко. С одной стороны, показана реальная человеческая драма (одна зрительница в антракте делилась с другой: «Это же всё прямо про меня, только у меня в итоге не дошло до трагедии»). С другой стороны, в бытовой истории режиссёр сделал акцент на сюрреализм, отработал его визуально и семантически, создал загадку там, где всё казалось давно разгаданным.
Напряжение нарастает постепенно, как в хорошем триллере, неумолимо приближая известный финал. Немилосердный мир страстей настигает гроза, открывая портал в бездну. Громоотвода нет, и никому не спастись: никак не сбросить этот морок, ничем не побороть искушение. Бессильны бегство, муштра, страх, сон, свет, вера и дезинсекция. Единственный выход – покинуть этот мир, оторваться от земли и отправиться в вечность: упасть ли вниз с крутого обрыва, взлететь ли в небо на самодельных крыльях – результат один. Нет дна у этой бездны.