Итальянские страсти, семейный деспотизм, незаурядная изворотливость и торжество справедливости… Всё это можно найти в новом спектакле Константина Райкина «Четыре тирана» по пьесе «Самодуры» итальянского драматурга Карло Гольдони, на генеральную репетицию которого театр пригласил под занавес сезона представителей СМИ. В новой работе Райкина сочетаются комедия и трагедия, слепая глупость и житейская мудрость.
Действие разворачивается во время венецианского карнавала, насладиться которым не могут жёны и дети четырёх купцов. Вдобавок в каждой семье деспотизм доходит до абсурда: взаимоотношения супругов – это игра на нервах слабого пола, жена не может надеть красивое платье без разрешения мужа, дочери противопоказаны любые развлечения, а свадьбу детей хотят сыграть без предварительного знакомства их самих. Последнее обстоятельство становится причиной мини-бунта в семьях «тиранов»: женщины и дети идут на изысканный обман, который вскрывается, обнажая самые отвратительные качества глав семей. Когда страсти улягутся, к их холодным сердцам всё же удастся подобрать ключик.
Эту историю Константин Райкин ставит на пустой сцене, на которой находиться настоящий оркестр, конечно же, с инструментами. Музыканты то уходят, то возвращаются, а актёры снуют между их рабочими местами, используя инструменты как реквизит: в руках артистов они заменяют привычные бытовые предметы, например, скрипка может сыграть роль бутылки или куска мяса. Эта игра утончённых музыкальных инструментов в суровую повседневность наводит на мысли о том, что прекрасное зачастую соседствует с ужасным, а внешняя красота – не есть внутреннее благополучие.
Прекрасна юная Лучетта (Екатерина Воронина / Екатерина Вьюхина) – дочь купца Лунардо (Алексей Бардуков / Артём Осипов), но её жизнь в отцовском доме подобна тюрьме, куда она заточена вместе со своей мачехой, ещё молодой женщиной Маргаритой (Алёна Разживина). Лучетта покладистая, примерная дочь, она надеется, что её обаятельная и эмоциональная мачеха добьётся перемены настроения отца, но Маргарите ох как тяжело с ним тягаться. Но нерешительная Маргарита идёт на риск, когда нужно познакомить падчерицу с её потенциальным женихом.
Но чтобы Маргарита и Лучетта делали без участия и придумок жён других «тиранов» – изобретательной Феличе (Агриппина Стеклова) и сердобольной Марины (Наталия Вдовина / Полина Райкина)? Страдали бы дальше! Но появление в доме этих дам, в компании их недалёких мужей, в корне изменило ситуацию. В ход пошли переодевания, маски, выдумки… и неиссякаемая энергия Феличе. Эта роль для Агриппины Стекловой практически бенефисная, она – локомотив спектакля, который давит на своём пути мелкие абсурдные склоки, скабрёзные проявления человеческих страстей и банальную непроходимую тупость.
Маленькая афёра удаётся, молодые вот-вот будут счастливы, а почтенные матроны свободнее в своей повседневной жизни. Спектакль заряжает оптимизмом и призывает к диалогу в самых сложных ситуациях, казалось бы, неразрешимых семейных противоречиях, где эмоции захлёстывают, а разум умолкает.