29 августа 2023 года в «Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «Последняя весна» по мотивам повести Валерия Брюсова «Последние страницы из дневника женщины».
У повести непростая судьба: сразу после первой публикации в 1910 году она подверглась цензурному аресту по обвинению в безнравственности. История женщины, балансирующей между двумя любовниками и воспоминаниями о трагически погибшем муже, показалась критикам опасной для души читателя.
Раздосадованный Валерий Брюсов так писал в письме своему другу – историку и философу – Петру Струве: «Почему какие-то господа цензоры лучше меня знают, что можно читать русской публике и что не должно! И почему моя повесть, написанная серьезно, строго, иронически — есть преступление против нравственности, тогда как сотни томов, определенно порнографических, мирно продаются в книжных магазинах с одобрения Комитета!»
Судьба и впредь не баловала «Дневник», существует ничтожно мало экранизаций и театральных постановок повести. Исправить эту несправедливость взялся молодой режиссер Семен Барков.
«Не знаю, чем так сильно меня зацепила эта история, но открыв текст, я сразу почувствовал связь с материалом (что бывает крайне редко), и по мере прочтения увидел рисунок спектакля. Сейчас, накануне премьеры, я понимаю, что очень многое в спектакле осталось именно от того, первого ощущения.
На мой взгляд, вопрос положения женщины крайне важен. Не секрет, что мир устроен по-мужски, и в нем много несправедливости по отношению к женщине. Почему, если у мужчины множество завоеваний на любовном поприще, то он – ловелас? А если у женщины, то она непорядочная особа? Это странно, это какие-то перегибы, вывих реальности. Но в спектакле мне не хочется, чтобы и мужчины выглядели негодяями, не хочется однозначности «хороший-плохой». Нужно, чтобы зритель в течение происходящего менял отношение к персонажам».
«Главная героиня, несмотря на свое обаяние, воспринимается не очень хорошим человеком, совершает много не очень хороших, на мой взгляд, неправильных поступков. Но любой человек может себя идентифицировать с ней, потому что в каждом из нас есть какие-то темные стороны. Мне хочется, чтобы каждый мог сформировать свой взгляд, и чтобы начальная точка этого взгляда не совпадала с конечной.
Инсценировкой заниматься было сложно. Повесть сама по себе не драматургична, и нужно было вычленить из нее действие, движение сцен. К тому же у Брюсова есть линии персонажей, которые он обозначил, но не раскрыл. Например, мама, у которой всего одно появление. Но на мой взгляд, этот персонаж очень важен, поэтому я дописал его. Вообще, Брюсов почему-то совершенно не развил женскую линию (кроме главной героини), мне кажется это не совсем справедливым и по отношению к персонажам, и по отношению к актрисам. Не хотелось в спектакле ролей из разряда «кушать подано», хотелось, чтобы у всех были полноценные интересные работы, но не противоречащие замыслу автора».
«В нашем спектакле сплетаются разные жанры, и, с точки зрения режиссуры, самой сложной задачей было их распределение таким образом, чтобы у зрителя не было непонимания происходящего, чтобы все происходило и понималось легко. Мы идем через фарс и гротеск к классическому русскому драматическому театру переживания, сопровождаемые живой музыкой, рождающейся «здесь и сейчас».
Надежда Игошина (исполнительница роли Натали)
«Моя жизнь в большей степени связана с кино, но театр – неотъемлемая часть любого артиста, и я очень рада возможности выйти на сцену. В «Центре театра и кино» удивительная атмосфера общего единения, я чувствую невероятной силы поддержку от каждого участника команды. Главная роль – это всегда большая ответственность и большое напряжение, весь фокус – на меня, волнение зашкаливает. Но благодаря ребятам я с ним справляюсь, и оно превращается из помехи в инструмент».
«Моя героиня, на первый взгляд, «железная леди», но, как и у любого сильного человека, в глубине души таятся обиды, слабости и тянущиеся из детства неразрешенные проблемы. Мне кажется, поэтому режиссер и расширил линию мамы, чтобы показать истоки формирования личности. Натали на словах ненавидит свою мать, но на самом деле любит ее, нуждается в любви, которой ей недодали. И, помимо своей воли, становится на мать похожей, хоть и отказывается это признавать. Что же касается мужчин, я думаю, она их всех любила. Может быть какой-то искаженной, неправильной любовью, но тем не менее…
Повесть Брюсова очень современна. Он открыто говорит о таких вещах, о которых, я уверена, задумывается каждый. Здесь все оголено, открыто, откровенно, и все перекликается с современностью, с нашим миром, и моим личным в том числе. Отсутствие любви к себе рождает непонимание и «болтанку» в жизни, когда ты не можешь найти себя, распыляешься на мелочи, и, соответственно, не можешь найти правильный путь и верного спутника».