О чем говорят женщины? В Театре Михалкова готовят премьеру спектакля по повести Валерия Брюсова

29 августа 2023 года в «Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «Последняя весна» по мотивам повести Валерия Брюсова «Последние страницы из дневника женщины».

У повести непростая судьба: сразу после первой публикации в 1910 году она подверглась цензурному аресту по обвинению в безнравственности. История женщины, балансирующей между двумя любовниками и воспоминаниями о трагически погибшем муже, показалась критикам опасной для души читателя.

Раздосадованный Валерий Брюсов так писал в письме своему другу – историку и философу – Петру Струве: «Почему какие-то господа цензоры лучше меня знают, что можно читать русской публике и что не должно! И почему моя повесть, написанная серьезно, строго, иронически — есть преступление против нравственности, тогда как сотни томов, определенно порнографических, мирно продаются в книжных магазинах с одобрения Комитета!»

Судьба и впредь не баловала «Дневник», существует ничтожно мало экранизаций и театральных постановок повести. Исправить эту несправедливость взялся молодой режиссер Семен Барков.

Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова

«Не знаю, чем так сильно меня зацепила эта история, но открыв текст, я сразу почувствовал связь с материалом (что бывает крайне редко), и по мере прочтения увидел рисунок спектакля. Сейчас, накануне премьеры, я понимаю, что очень многое в спектакле осталось именно от того, первого ощущения.

На мой взгляд, вопрос положения женщины крайне важен. Не секрет, что мир устроен по-мужски, и в нем много несправедливости по отношению к женщине. Почему, если у мужчины множество завоеваний на любовном поприще, то он – ловелас? А если у женщины, то она непорядочная особа? Это странно, это какие-то перегибы, вывих реальности. Но в спектакле мне не хочется, чтобы и мужчины выглядели негодяями, не хочется однозначности «хороший-плохой». Нужно, чтобы зритель в течение происходящего менял отношение к персонажам».

Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова

«Главная героиня, несмотря на свое обаяние, воспринимается не очень хорошим человеком, совершает много не очень хороших, на мой взгляд, неправильных поступков. Но любой человек может себя идентифицировать с ней, потому что в каждом из нас есть какие-то темные стороны. Мне хочется, чтобы каждый мог сформировать свой взгляд, и чтобы начальная точка этого взгляда не совпадала с конечной.

Инсценировкой заниматься было сложно. Повесть сама по себе не драматургична, и нужно было вычленить из нее действие, движение сцен. К тому же у Брюсова есть линии персонажей, которые он обозначил, но не раскрыл. Например, мама, у которой всего одно появление. Но на мой взгляд, этот персонаж очень важен, поэтому я дописал его. Вообще, Брюсов почему-то совершенно не развил женскую линию (кроме главной героини), мне кажется это не совсем справедливым и по отношению к персонажам, и по отношению к актрисам. Не хотелось в спектакле ролей из разряда «кушать подано», хотелось, чтобы у всех были полноценные интересные работы, но не противоречащие замыслу автора».

Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова

«В нашем спектакле сплетаются разные жанры, и, с точки зрения режиссуры, самой сложной задачей было их распределение таким образом, чтобы у зрителя не было непонимания происходящего, чтобы все происходило и понималось легко. Мы идем через фарс и гротеск к классическому русскому драматическому театру переживания, сопровождаемые живой музыкой, рождающейся «здесь и сейчас».

Надежда Игошина (исполнительница роли Натали)

«Моя жизнь в большей степени связана с кино, но театр – неотъемлемая часть любого артиста, и я очень рада возможности выйти на сцену. В «Центре театра и кино» удивительная атмосфера общего единения, я чувствую невероятной силы поддержку от каждого участника команды. Главная роль – это всегда большая ответственность и большое напряжение, весь фокус – на меня, волнение зашкаливает. Но благодаря ребятам я с ним справляюсь, и оно превращается из помехи в инструмент».

Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова

«Моя героиня, на первый взгляд, «железная леди», но, как и у любого сильного человека, в глубине души таятся обиды, слабости и тянущиеся из детства неразрешенные проблемы. Мне кажется, поэтому режиссер и расширил линию мамы, чтобы показать истоки формирования личности. Натали на словах ненавидит свою мать, но на самом деле любит ее, нуждается в любви, которой ей недодали. И, помимо своей воли, становится на мать похожей, хоть и отказывается это признавать. Что же касается мужчин, я думаю, она их всех любила. Может быть какой-то искаженной, неправильной любовью, но тем не менее…

Повесть Брюсова очень современна. Он открыто говорит о таких вещах, о которых, я уверена, задумывается каждый. Здесь все оголено, открыто, откровенно, и все перекликается с современностью, с нашим миром, и моим личным в том числе. Отсутствие любви к себе рождает непонимание и «болтанку» в жизни, когда ты не можешь найти себя, распыляешься на мелочи, и, соответственно, не можешь найти правильный путь и верного спутника».

Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова
Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова
Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова
Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова
Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова
Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова
Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова
Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова
Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова
Фото с репетиции спектакля. Фотограф Анна Смолякова

URL List