29 августа 2023 года в «Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «Последняя весна» по мотивам повести Валерия Брюсова «Последние страницы из дневника женщины».
У повести непростая судьба: сразу после первой публикации в 1910 году она привлекла внимание смелым исследованием женской сексуальности и отношения к этому в обществе, в связи с чем подверглась цензурному аресту по обвинению в безнравственности. Критики выражали обеспокоенность по поводу откровенного содержания и способности произведения развратить общественную мораль.
История, рассказанная Брюсовым, в наши дни вряд ли может кого-то шокировать. Главная героиня – Натали – при трагических обстоятельствах лишается мужа, оставшись богатой вдовой. Она пытается продолжить привычную жизнь, балансируя между двумя любовниками, однако ее свобода только усложняет их отношения. Один из любовников признается в убийстве мужа, другой кончает с собой, не вынеся сознания, что боготворимая им женщина делит свою благосклонность между ним и его соперником.
«Последние страницы из дневника женщины» – не только исследование любви и внутреннего конфликта, но и срез российского общества того периода, когда от женщин ожидалось, что они будут соответствовать заранее определенным ролям и жертвовать личным счастьем ради социальных приличий. Стремление Натали к свободе и самовыражению противоречит предписанным ее полу представлениям о долге и послушании.
В «Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова» эту историю перенес на сцену режиссер Семен Барков: «На мой взгляд, вопрос положения женщины крайне важен. Не секрет, что мир устроен по-мужски, и в нем много несправедливости по отношению к женщине. Почему, если у мужчины множество завоеваний на любовном поприще, то он – ловелас? А если у женщины, то она непорядочная особа? Это странно, это какие-то перегибы, вывих реальности».
Реальность на сцене не имеет привязки к какой-то определенной эпохе, в ней присутствуют отголоски разных времен. В единое повествование сплетаются старые и новые тексты, песни, костюмы. Реальность главной героини – постоянный фокус внимания, сценографически обозначенный светящимся прямоугольником, который может стать чем угодно по воле вашего воображения: рамой картины, экраном телефона, театральной рампой, модельным подиумом. В исповеди Натали все так же неоднозначно – история богатой и красивой, но все же обычной женщины вполне может оказаться прекрасно исполненной ролью талантливой актрисы.
Такой простор для зрительского воображения, несомненно, одно из главных достоинств спектакля, но не единственное. Постановка не укладывается в строго определенный жанр, режиссер «смешивает, но не взбалтывает» фарс и драму, гротеск и трагедию, распределяя их логичным и понятным образом, в финале приходя к классическому драматическому театру переживания. Живое музыкальное сопровождение многократно усиливает эффект «здесь и сейчас», а световые решения превращают отдельные сцены в настоящее шоу.
«Show must go on», как все мы знаем, и героиня этой истории, несмотря на все возможные, свалившиеся на нее беды, стойко идет вперед. Натали в исполнении Надежды Игошиной – женщина со стальным характером и такими же стальными нервами, твердо отстаивающая свое право вырваться на свободу от социальных норм, семейных уз или культурных традиций, которые ограничивают ее выбор в любви. Но за всеми этими яркими проявлениями мягкой акварелью написаны искренние страхи, уязвимость, давняя детская боль и отчаяние.
Подчеркивая эту уязвимость Натали, режиссер и актриса Юлия Вострилова яркими штрихами рисуют образ матери, больше похожей на классическую мачеху из сказок. Холодную, корыстную, зацикленную на себе даму сложно представить в образе самого главного человека в жизни ребенка. Тем не менее, отношение к ней у героини неоднозначное: заявляя о своей ненависти, она все равно испытывает непреодолимую тягу к матери, и к собственному ужасу осознает, что становится на нее похожей.
Выбирая мужчин, героиня как будто складывает пазл: равнодушный, но богатый муж (Антон Ромм), мягкий и нежный Володя (Сергей Хачатуров), жесткий и страстный Модест (Георгий Перадзе). Поиски совершенного спутника жизни, ожидаемо, не приводят ни к чему, кроме неприятностей, и в финале Натали вынуждена покинуть свой дом. Единственной спутницей и единственным любящим существом для нее остается младшая сестра Лидочка (Марианна Васильева/Дарья Руденок).
Благодаря команде спектакля тягучая исповедь брюсовского «Дневника» на сцене превратилась в яркую и динамичную историю, полную страстей и смыслов. От сильной любви и желания до разочарования и отчаяния – эмоции ощутимы, а переживания реальны. Прекрасная инсценировка, удачный подбор актеров, оригинальный музыкальный ряд – все это делает спектакль живым и интересным, а изрядная доля мягкой иронии только добавляет ему очарования.