Ноябрь – эссенция тоски, разочарования и нервов, воспаленных то ли от ветра, проникающего в каждую клетку ослабевшего тела, то ли от густой серости, в которой даже самое ленивое существование требует усилий, то ли от напряжения межбровной мышцы, для которой положение «нахмуренное» стало базовой настройкой. В этот месяц люди побивают свои рекорды по телепортации себя из точки А в точку Д – дом. Не обращая внимания на лужи, попадающих под ноги таких же, торопящихся в «укрытие», людей и замерзшие пальцы, шагают в свою квартиру. Скрылись. В безопасности. Теперь никто не достанет. Даже ветер.
В каждой квартире, похожей на герметичную капсулу, течет своя – личная жизнь ее хозяина: кто-то варит суп, кто-то бьет жену, кто-то читает книгу, кто-то кричит на ребенка, кто-то продолжает рабочий день, клацая по клавиатуре, кто-то пытается утопить свое тело в ванне, каждый раз инстинктивно делая этот предательский возвращающий к жизни вдох, кто-то смеется, плачет, вздыхает, целуется – жизнь. В одной из таких квартир жизнь Зилова подходит к пику своего разрушения.
«Утиная охота» – подробная история нервного срыва; биография сломанного обыкновенного человека, сопровождающаяся какофонией из друзей, жен, коллег, любовниц; статистика быстропрогрессирующего отчаянья в картинках; документация причинно-следственной связи без причины и следствия.
17 августа 1972 года драматург Александр Вампилов погиб – лодка с ним перевернулась у берега Байкала, Вампилов утонул. «Утиная охота» в театре Чё – метафора пребывания в лодке, которая либо вот-вот потонет, либо уже идет ко дну. Остается лишь вопрос – сможет ли Зилов вынырнуть. Все художественные приемы спектакля поддерживают эту метафору и создают свои, вторя сюжету пьесы или подсвечивая волнения любого из нас.
Судовой рупор вместо телефона. Конусообразное устройство усиливает звук на выходе и … абсолютно ничего не делает со звуком на входе. Можно громко кричать, чтобы услышали тебя, но ты точно не услышишь собеседника. Но, если говорить честно, помогает ли нам наличие телефона слышать других? Разобрать звуки, а из них сложить слова – не то же самое, что услышать.
Пришвартуйся наконец, Витя. Хватит.
Вера – любовница Зилова – дарит ему на новоселье кнехт с канатом.
Качка накрывает в моменты, когда Зилов теряет внутреннюю устойчивость, кренясь в одну из сторон, но всегда деструктивную.
Корабельная рында вместо звонка. На судне в рынду бьют, отмеряя каждые полчаса и в случаях пожарной тревоги, и плохой видимости. Дзынь. Это просто прошли очередные 30 минут, все нормально, так и должно быть, или это знак, оповещающий о проблеме, которая опять сделает все сложнее?
Сложная пьеса Александра Вампилова, размышления режиссера Евгения Балтина и внутренняя работа актеров Театра Чё сложились в объемный спектакль, после которого каждый зритель остается со своими вопросами, теми, которые мучали давно, которые не получалось сформулировать раньше или которые не рождались раньше. Но, наверное, задаваться этими вопросами – необходимо, хоть и болезненно. Может, так жизнь в квартирах будет состоять из супов, книжек, клацанья клавиатуры и смеха, и лишена разрушений.
Команда спектакля:
Режиссер – Евгений Балтин
Художник – Саша Дёма
Видеохудожник – Михаил Купрыгин
Аккордеон – Никита Кузнецов
В ролях: Александр Туравинин, Алина Туравинина, Евгения Гуранова, Эрик Галлямов, Георгий Николаев, Ирина Щенина, Ксения Бевзова, Алексей Нечепуренко, Алдар Когаев