Солнце будущего уже в прошлом. Премьера фильма «Великая магия»

Дистрибьюторская компания «Экспонента Фильм» привезла в Россию новую киноленту – лирическую комедию «Великая магия». Мировая премьера новой работы итальянского режиссёра Джованни (Нанни) Моретти «Солнце будущего» («Великая магия» в российском прокате) состоялась 24 мая на Каннском кинофестивале. В 2001 году Моретти поучил почётную «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Комната сына», и с тех пор его работы являются непременными участниками именитого киносмотра. Успех прошлых лет пока повторить не удалось, но, тем не менее, Нанни Моретти снискал славу одного из ведущих режиссёров-патриархов в итальянском кинематографе. В текущем году постановщик комедий приблизился и к возрасту патриарха – ему исполнилось 70 лет. Этот славный юбилей Моретти решил отметить сокровенным высказыванием. Тем, что «накипело» за последнее время, тем, что скопилось с годами: опытом, мастерством, мыслями о кино, о мире, о любви.

Источник фото: официальный сайт кинопрокатчика «Экспонента Фильм»

Это фильм для вдумчивого и нежного зрителя, способного мыслить, сочувствовать, взаимопроникать. Ещё эта картина требует обязательной «насмотренности», и не только в творчестве автора, но и в мировом кинематографе в целом. В этом смысле фильм будет весьма интересен специалистам: кинокритикам, студентам киновузов. Или завзятым поклонникам искусства «синема».

Дело в том, что работа сделана в редком, но любопытном и всегда вызывающим живой отклик жанре – «кино о кино». Режиссëр-юбиляр снимает фильм во многом о себе самом: о режиссёре Джованни (Нанни Моретти), который находится в процессе съёмочной работы над картиной о событиях венгерской революции 1956 года и об участии в ней итальянской коммунистической партии, о достижениях и разочарованиях, о том, каким должно быть кино с точки зрения человека, выросшего в эпоху кинонеореализма. На производственном пути картины возникают обычные и неожиданные трудности, без которых съëмки не обходятся никогда, но всегда желательно, чтобы их не было. Сложные отношения с продюсером и финансовый крах, своеволие исполнительницы главной роли (чешская актриса Барбора Бобулова), цирк-шапито с соперничающими между собой слонами «разных национальностей» и прочие «сюрпризы» поджидают режиссёра на съëмках главной, как он считает, картины жизни. Разумеется, в сумятицу тут же радостно вмешивается и неизменный «закон подлости», потому что именно сейчас, после 40 лет совместной жизни, от Джованни, устав от его творческих чудачеств и истерик, решила уйти жена Паола (Маргерита Буй). В это же время молодая дочь ошарашивает родителей новостью о своей влюблëнности в 70-летнего жениха-поляка (звезда польского кино Ежи Штур).

Источник фото: официальный сайт кинопрокатчика «Экспонента Фильм»

Просвещённые киноманы будут с восторгом наблюдать, как Нанни Моретти яро и смешно высказывается о захватывающем рынок корейском кинематографе, о производстве массового кино, играющего на низменных вкусах публики, о платформах, заменивших живое и настоящее киноискусство «жвачкой» сериалов. Сам Нанни Моретти на пресс-конференции назвал усилия стримеров «посягательством на кино» и так обозначил свою позицию: «Есть кое-что, что мне не нравится – некоторые режиссёры и сценаристы не просто делают выбор в пользу платформ, они преклоняются перед ними. Когда же я создаю фильм, то снимаю только для кинотеатров, где зрители могут увидеть его на большом экране».

Кроме того, фильм «Великая магия», а это нарицательное обозначение кинематографа, является забавным и подробным «цитатником», в котором каждый найдёт для себя уголок для «кинодуши», открывая прямые отсылки ко всему «киновеликому»: от Федерико Феллини до Григория Александрова, от европейских неоромантиков до американских мюзиклов. Здесь мастер даёт отдушину своим собственным рефлексиям, возрастной мудрости, интеллекту, респекту перед уходящей «прекрасной эпохой» большого кинематографа.

Источник фото: официальный сайт кинопрокатчика «Экспонента Фильм»

Тем же зрителям, которые хотят тепла и неспешного развития жизненного сюжета в комедийно-трогательной оболочке, хватит и основной рельефно обозначенной линии фильма: родственной любви двух немолодых людей, которые боятся сделать друг другу больно, и потому привычно жертвуют своими желаниями в пользу жалости, понимания, слияния чувств и духовных потребностей. Достанет зрителям и потешных наблюдений за работой на съëмочной площадке, очень тонкого и лёгкого юмора, сопереживания и катарсиса от пластичности творчества, которое развивается вместе с жизнью и может на ходу позволить творцу перестроить финал от трагедии к комедии.

URL List