Дистрибьюторская компания «Экспонента Фильм» привезла в Россию новую киноленту – лирическую комедию «Великая магия». Мировая премьера новой работы итальянского режиссёра Джованни (Нанни) Моретти «Солнце будущего» («Великая магия» в российском прокате) состоялась 24 мая на Каннском кинофестивале. В 2001 году Моретти поучил почётную «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Комната сына», и с тех пор его работы являются непременными участниками именитого киносмотра. Успех прошлых лет пока повторить не удалось, но, тем не менее, Нанни Моретти снискал славу одного из ведущих режиссёров-патриархов в итальянском кинематографе. В текущем году постановщик комедий приблизился и к возрасту патриарха – ему исполнилось 70 лет. Этот славный юбилей Моретти решил отметить сокровенным высказыванием. Тем, что «накипело» за последнее время, тем, что скопилось с годами: опытом, мастерством, мыслями о кино, о мире, о любви.
Это фильм для вдумчивого и нежного зрителя, способного мыслить, сочувствовать, взаимопроникать. Ещё эта картина требует обязательной «насмотренности», и не только в творчестве автора, но и в мировом кинематографе в целом. В этом смысле фильм будет весьма интересен специалистам: кинокритикам, студентам киновузов. Или завзятым поклонникам искусства «синема».
Дело в том, что работа сделана в редком, но любопытном и всегда вызывающим живой отклик жанре – «кино о кино». Режиссëр-юбиляр снимает фильм во многом о себе самом: о режиссёре Джованни (Нанни Моретти), который находится в процессе съёмочной работы над картиной о событиях венгерской революции 1956 года и об участии в ней итальянской коммунистической партии, о достижениях и разочарованиях, о том, каким должно быть кино с точки зрения человека, выросшего в эпоху кинонеореализма. На производственном пути картины возникают обычные и неожиданные трудности, без которых съëмки не обходятся никогда, но всегда желательно, чтобы их не было. Сложные отношения с продюсером и финансовый крах, своеволие исполнительницы главной роли (чешская актриса Барбора Бобулова), цирк-шапито с соперничающими между собой слонами «разных национальностей» и прочие «сюрпризы» поджидают режиссёра на съëмках главной, как он считает, картины жизни. Разумеется, в сумятицу тут же радостно вмешивается и неизменный «закон подлости», потому что именно сейчас, после 40 лет совместной жизни, от Джованни, устав от его творческих чудачеств и истерик, решила уйти жена Паола (Маргерита Буй). В это же время молодая дочь ошарашивает родителей новостью о своей влюблëнности в 70-летнего жениха-поляка (звезда польского кино Ежи Штур).
Просвещённые киноманы будут с восторгом наблюдать, как Нанни Моретти яро и смешно высказывается о захватывающем рынок корейском кинематографе, о производстве массового кино, играющего на низменных вкусах публики, о платформах, заменивших живое и настоящее киноискусство «жвачкой» сериалов. Сам Нанни Моретти на пресс-конференции назвал усилия стримеров «посягательством на кино» и так обозначил свою позицию: «Есть кое-что, что мне не нравится – некоторые режиссёры и сценаристы не просто делают выбор в пользу платформ, они преклоняются перед ними. Когда же я создаю фильм, то снимаю только для кинотеатров, где зрители могут увидеть его на большом экране».
Кроме того, фильм «Великая магия», а это нарицательное обозначение кинематографа, является забавным и подробным «цитатником», в котором каждый найдёт для себя уголок для «кинодуши», открывая прямые отсылки ко всему «киновеликому»: от Федерико Феллини до Григория Александрова, от европейских неоромантиков до американских мюзиклов. Здесь мастер даёт отдушину своим собственным рефлексиям, возрастной мудрости, интеллекту, респекту перед уходящей «прекрасной эпохой» большого кинематографа.
Тем же зрителям, которые хотят тепла и неспешного развития жизненного сюжета в комедийно-трогательной оболочке, хватит и основной рельефно обозначенной линии фильма: родственной любви двух немолодых людей, которые боятся сделать друг другу больно, и потому привычно жертвуют своими желаниями в пользу жалости, понимания, слияния чувств и духовных потребностей. Достанет зрителям и потешных наблюдений за работой на съëмочной площадке, очень тонкого и лёгкого юмора, сопереживания и катарсиса от пластичности творчества, которое развивается вместе с жизнью и может на ходу позволить творцу перестроить финал от трагедии к комедии.