Быстро, громко, ярко… В театре «Практика» сыграли последнюю премьеру 2023 года – спектакль Арсения Мещерякова «Дни нашей жизни» по одноимённой пьесе Леонида Андреева. Это обновлённая версия работы, ранее выпущенной режиссёром со студентами мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина на сцене учебного театра Школы-студии МХАТ. Уже там спектакль, что называется, «прогремел» и приобрёл своих поклонников.
История трагической любви студента Николая Глуховцева (Никита Языков) и молодой девушки Ольги Николаевны (Маргарита Якимова), которая из-за сложного материального положения оказывается содержанкой, клиентов которой поставляет собственная мать, в спектакле Мещерякова приобрела черты саспенса. Здесь обострены до предела все чувства и состояния, на протяжении всего действия усиливается ощущение ужаса и предчувствие неизбежности развязки. Кроме того, в спектакле изменён финал пьесы: обнадёживающие миролюбивые разговоры в пьесе Андреева, заменены настоящей бойней, где в живых останется лишь один подпоручик Миронов (Арсений Касперович), герой второстепенный, но человек со стороны, свежим взглядом оценивший всю неразрешимую ситуацию Глуховцева и Оленьки.
Всё действие длится чуть больше часа практически на пустой сцене: реквизита и декораций очень мало, их легко принести / унести, но они убедительно передают атмосферу локаций, где обитают герои, будь то берег Москвы-реки или комната Ольги Николаевны. Костюмы героев приближены ко времени действия (конец XIX века), но наряды Ольги Николаевны и Глуховцева веют лубочностью: Ольга Николаевна с косой, лентами в волосах, в платье с широким поясом напоминает русскую красавицу с непростой судьбой, героиню сказки; самый простой льняной костюм Глуховцева – некий намёк на Иванушку-дурачка, который ждёт чуда. Густой грим большинства героев – от ярких румяных щёк Ольги Николаевны до нарисованных усов друга Николая – спивающегося Онуфрия (Илья Козырев) – вызывает ассоциации с куклами, указывает на то, что все здесь не жильцы. (Над сценографией спектакля, костюмами и гримом работали Анна Гребенникова и Екатерина Эрдэни).
Весь сюжет перед глазами просто пролетает. Работая по принципам комедии дель арте, актёры проживают не имеющие существенного значения эпизоды практически со скоростью света: все второстепенные диалоги они проговаривают (вернее, прокрикивают, это очень громкий спектакль) скороговоркой, параллельно очень быстро перемещаясь. Когда нужно заострить внимание зрителя, прожить на сцене ключевые моменты истории, действие замедляется и затихает. Этот приём достигает апогея в финале, когда все слова сказаны, напряжение настигло предела, а разгорячённые герои схватили случайно оказавшееся в одной комнате с ними оружие. Страх, любовь, ненависть, азарт выплеснулись наружу, поставив точку в истории, которая могла длиться годами.