Non/fiction весна 2024: художественная литература и нон-фикшн 18+. Что купить?

Наша редакция по традиции собрала список лучших книжных новинок, которые стоит поискать на ярмарке. Мы надеемся, что поможем вам не пропустить самое интересное. 

Если по какой-то причине издатели не смогут привезти что-то из списка на ярмарку (бывают разные накладки), не беда – книги можно будет заказать на маркетплейсах или купить онлайн на сайтах издательств.

Вы также найдете ссылки на телеграм-каналы наших авторов ниже, рядом с их рекомендациями. Переходите и подписывайтесь, чтобы читать еще больше обзоров современной литературы.

Настя (Дом Астерия) рекомендует:

Алексей Поляринов «Кадавры». — М.: Inspiria, 2024.
Семь лет назад Алексей Поляринов написал для портала «Горький» эссе под названием «Перестать доить Оруэлла и начать жить: как фантастика мешает и помогает прогрессу». Центральной мыслью этого текста было утверждение, что книги, возможно, не столько предсказывают будущее, сколько программируют его (и потому было бы недурно умерить пыл по поводу набивших оскомину антиутопий, пока они не ворвались в нашу реальность). В 2024 Алексей, осознав, что пройдено уже несколько точек невозврата, пишет антропологическое исследование о катастрофе в альтернативной России: по всей стране появляются так называемые «мортальные аномалии» – окаменевшие тела детей, при контакте с которыми происходит выброс соли. Это многослойный, захватывающий роман с реверансом в сторону Данилевского и Уоллеса, достойный образчик постмодернистской литературы и просто яркая история о том, как мы сживаемся с трагедией.

Катя Гущина «Горький, который хотел летать». — М.: А+А, 2024.
Предыдущую работу художницы – «100 причин, почему плачет Лев Толстой» – невозможно не полюбить с первого взгляда. Позволю себе нескромно заметить, что история взлётов и падений Горького получилась ещё более яркой. Говорят, всему виной, что Катя Гущина родом из Нижнего Новгорода, где Горьковской атмосферой пропитан каждый переулок, каждый камень в основании города. Книжка вышла с революционерским алым румянцем, громогласная и пылкая.

Карола Мартинес Арройо «Матильде». — М.: Самокат, 2024.
Серию «Недетские книжки» пополнил перевод дебютного романа чилийской писательницы Мартинес Арройо Карола. Это важный текст о взрослении человека под давлением военной диктатуры, и похоже на то, что он разобьёт не одно сердце. Как сказать Матильде, что её папа не в разъездах, он не инженер, который строит мосты в других странах? Как объяснить ребёнку, что значит «насильственно исчезнувший»? Обманчиво наивная, пронзительная история о том, куда уходит умирать детство.

Ян Лянкэ «Когда солнце погасло». — СПб.: Поляндрия NoAge, 2024.
«Нежелательный» на своей родине автор, Ян Лянкэ уже давно не рассчитывает на китайские литературные премии. Зато «Когда солнце погасло» – обладатель международной награды «Сон в красном тереме» (присуждается за выдающийся роман на китайском языке). Это описание одной ночи, в которую город Гаотянь был поглощён эпидемией сомнамбулизма. Повествователем выступает мальчик с задержкой умственного развития по имени Няньнянь, и потому следить за хрониками событий приходится с опорой на ненадежного рассказчика. Спустя девять лет эта безумная, кипящая образами история нашла русскоязычного читателя благодаря переводчице Алине Перловой, которая бережно сохранила все особенности текста первоисточника (например, отсутствие вопросительных и восклицательных знаков для подчёркнуто безинтонационного повествования). 

Хорхе Каррион «Вымышленные библиотеки». — М.: Ад Маргинем Пресс, 2024.
Наверняка вы и не заметили, как расцвет эпохи маркетплейсов и цифровизации литературы в корне изменил ваши отношения с книгами (в том числе стал диктовать вам, какую сотню произведений нужно успеть прочитать до первого гипертонического криза). Хорхе Каррион – это не просто исследователь, а отважный воин. В оригинале его книга носит название «Contra Amazon», он также является автором одноимённого манифеста, бросившего вызов Джеффу Безосу. Узнать, в чём причина такого накала страстей, и спрогнозировать наше книжное будущее можно благодаря Ad Marginem, которые издали этот сборник дерзких и пророческих эссе о мире литературы и шестерёнках в его основании, медленно, но опасно заржавевших.

Ольга Токарчук, «Книги Якова». — М.: Inspiria, 2024.
Нобелевскую премию Токарчук получала с очень точной формулировкой — «за воображение, с энциклопедической страстью показывающее нарушение границ как способ жить». Чудесная характеристика для её неутомимой творческой души и колоссальной работоспособности. «Книги Якова» – без преувеличения opus magnum, гигантский труд и, благодаря издательству Inspiria, удивительной красоты том. Это история «величайшей ереси» восемнадцатого века в лице Яакова бен Иехуда Лейбовича, который объявил себя Мессией. Последователи Якова сменяли религии, кочевали вместе с лидером, сталкивались с самыми страшными пророчествами, а временами – воплощали их. Воссоздание истории франкистов заняло у Ольги Токарчук шесть лет, и всё это время она провела в изучении исторических источников, чтобы оставить последующим поколениям своё наследие.

Флориан Хубер, «За дверью поджидают призраки». ― М.: КоЛибри, 2024.
Драма послевоенной Германии состояла в том, что люди болезненно хотели вернуться к нормальности, найти точку покоя. В пятидесятых годах потрясённая страна выбрала эпохальный обман — молчание. Семьи с завидным упорством старались сымитировать обыденность. Социальная роль женщин тех лет описывалась триадой «дети, кухня, церковь», мода в одежде — «накрахмаленная нижняя юбка и овальный столик». Страшно было даже помыслить о шаге в сторону. Но, как известно, игнорирование травмы — самый мощный её катализатор. Флориан Хубер исследует общественное ядро Германии и его трансформации, повлекшие за собой бремя на плечах детей и внуков. Это болезненная, испещренная свидетельствами катастрофы книга, которая демонстрирует нам самое жерло мясорубки, куда летят маленькие люди после больших трагедий.

Ника (Nika’s Tsundoku Club) рекомендует: 

Анна Шипилова «Скоро Москва». — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. 
«Скоро Москва» – сборник рассказов о людях, столкнувшихся с несправедливостью, социально незащищённых, травмированных – в общем, совершенно обычных людях. Анна Шипилова даёт им высказаться во весь голос: она пишет честно, иногда цинично, порой дерзко – потому рассказы щёлкаешь как семечки, и остановить это невозможно, пока не кончится весь кулёк. Где-то читателя ждёт остросоциальный контекст, где-то антиутопия, а где-то киберпанк, и будьте уверены, именно такие сборники делают жанр рассказа новым чёрным.  

Сьюзен Сонтаг «О женщинах». — М.: Ад Маргинем Пресс, 2024.
Ad Marginem в последнее время не только переиздают культовые работы Сьюзен Сонтаг, но и печатают ранее неизданные на русском тексты. Один из таких «новых» тематических сборников – эссе «О женщинах». В этом сборнике, объединившем самые феминистские высказывания и размышления Соната, речь идёт, в частности, о социальном и психологическом освобождении женщин, о том, как женская «природа» эволюционирует вместе с историей, о том, как относиться к собственной сексуальности, стареть без стыда и перестать заниматься самоугнетением, и, конечно, это далеко не всё. Написанные в начале 70-х прошлого столетия, эти тексты, к сожалению, не теряют своей критической актуальности и в 2024 году.

Абрахам Вергезе «Завет воды». — М.: Фантом Пресс, 2024.
Индийский штат Керала славится своей сетью заводей, здесь много плантаций и рек – повсюду вода. В своём новом романе, профессор медицины и писатель Абрахам Вергезе рассказывает о 70 годах жизни одной семьи, преследуемой «проклятьем» – в каждом из поколений кто-то тонет. Всё начинается в 1900-м году, когда 12-летнюю девочку выдают замуж за 40-летнего мужчину. А дальше читателя ждёт эпическая семейная сага, которая затрагивает немыслимое количество тем (касты, вера, медицинские загадки, история, приключения, политика, философия, духовность) и погружает не только в мистическую атмосферу южной Индии, но и заставляет взглянуть по-новому на 20-й век с такого ракурса, о котором европейскому читателю, возможно, ничего не известно.

Иван Бевз «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». — М.: Самокат, 2024.
Где-то в середине нулевых в одной московской школе с историческим уклоном начинают яростно рубиться в сотки. Для одного из главных героев – Рыжего, игра становится смыслом посещения уроков, он выстраивает целую систему, в которой биты и картонки – и валюта, и власть. Но всё меняется, когда в школе начинает набирать обороты второе движение, во главе которого, к тому же стоит девчонка. 

Этот дебютный роман выделяется среди современной прозы тридцатилетних как минимум тематически. Бевз пишет о том, что правда у каждого всегда своя, а еще о том, что всё пройдет и однажды станет историей. Ну и ностальгии по ученичеству, читателю, естественно, не избежать, как и мыслей о том «а точно ли эта книжка только про школу?».

Максим Лео «Герой со станции Фридрихштрассе». — СПб.: Поляндрия NoAge, 2024.
Хартунг ненавидит прогресс, поэтому даже переход от видеокассет к блюрей дискам в видеосалоне даётся ему непросто. Бизнес простаивает, за аренду платить нечем, ведь за фильмами напрокат приходят единицы, такие же староверы, как он. Но менять что-то в жизни вот так с наскока – слишком опрометчиво. И вот однажды к нему приходит журналист, который хочет знать, как именно Хартунг помогал людям бежать из ГДР в ФРГ в 80-е. Очень нуждаясь в вознаграждении и признании, Хартунг просто сочиняет по ходу пьесы. А когда к нему начинают приходить благодарные люди, которым он «помог», перевести всё в шутку уже не выходит. Так появляется на свет герой-самозванец со станции Фридрихштрассе. 

Киран Сетия «Жизнь жестче». — М.: Individuum, 2024.
Киран Сетия – американский профессор философии, пишет в своей книге о том, что жить тяжело, и это, увы, норма. В семи главах Сетия на собственном примере (да, очень по-американски) заводит разговор о немощи, горе, одиночестве, несправедливости и т.д. В каждом из текстов он постепенно переходит от частного к общему, от личного опыта к размышлениям о том, как справляться с болезнями, потерями и подавленностью. Тексты Сетии напоминают эссе, поэтому читать их легко (несмотря на то, что главный их лейтмотив – жить сложно). Как вы уже поняли, взгляд на трудности у автора философский, и он умеет заразить этим читателя, помогая ему увидеть свою ситуацию в более радужном свете. 

Генри Джеймс «Другой дом». — СПб.: Подписные издания, 2024.
Генри Джеймс – один из самых непереведенных в России европейско-американских классиков. Ситуацию исправляют «Подписные» совместно с Букмейтом и «Мастерской Брусникина». «Другой дом» – детективный роман об Англии 19-го века, человеческих страстях (три разных женщины влюбляются в одного мужчину), убийстве ребёнка, на которое, казалось бы, не способен никто в округе. Однако необходимо помнить, что эта история от автора «Поворота винта», а значит, без сюжетных твистов точно не обойдётся. 

Екатерина Тюхай «Девочка со спичками». — СПб.: Астрель-СПб, 2024.
Во главе страны теперь 38-летний технократ, Игорь Соколов, и для полного счастья ему не хватает двух вещей – тотального контроля над разумами и избавления от собственных ранящих воспоминаний, заставляющих его чувствовать уязвимость. Всё это можно сделать с помощью «Капсулы», новейшего медицинского устройства, позволяющего погрузиться в мысли пациента, когда он спит. Проводник отыщет нежелательные фрагменты памяти и сотрёт их, так что проснуться в «Капсуле» можно совсем другим человеком. Вот только создательница этой машины, молодая учёная Кира Мечникова не стремится помочь президенту, и как будто её неприязнь сильнее страха ареста и других проблем, которые может устроить ей Соколов, наблюдающий за каждым её шагом. 

Дэниел Мейсон «Северный лес». — М.: Фантом Пресс, 2024.
Речь в новом романе Мейсона идёт о доме в штате Массачусетс, жильцы которого меняются, проходят годы, а то и века, и домик успевает увидеть всякое – от пуритан до запретной любви, от рабства до изменений климата. И несмотря на разные эпохи и совершенно разных персонажей (никогда не знаешь, будет ли в следующей главе что-то мощнее шизофреника, видящего призраков), это сказки для современных взрослых: мистические, страшные, пронзительные, ведущие читателя сквозь время и сквозь историю к пониманию того, что мы на самом деле ничем по-настоящему не владеем.

Дина (книжный странник | дина озерова) рекомендует: 

Азар Нафиси «О чём я молчала. Мемуары блудной дочери». — М.: Лайвбук, 2024.
Мемуары автора легендарного документального романа «Читая “Лолиту” в Тегеране» –  это и история взросления, и семейная драма на фоне политических потрясений в Иране. Арест отца, срыв политической карьеры матери, организация подпольного книжного клуба, эмиграция – вот неполный список испытаний, выпавших на долю Азар Нафиси. Со свойственной ей иронией и внутренней силой, Нафиси ищет ответ на вопрос: как сохранить независимость в обстоятельствах, когда свободы становится все меньше?

Саяка Мурата «Церемония жизни». — М.: Popcorn Books, 2024.
Сборник из двенадцати коротких рассказов от автора «Человека-комбини» и «Земляноидов». Саяка Мурата вновь испытывает на прочность границы общественных устоев и ставит под сомнение само понятие «норма». Ее герои – всегда немного «лишние люди»: изгои и одиночки, просто пытающиеся жить эту жизнь. В сборнике «Церемония жизни» смешное сочетается с ужасным, традиции – с современностью, а реальность – с фантазией.

Майя (Book Addict Читаем с Майей) рекомендует:

Яна Вагнер «Тоннель». — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024.
Яна Вагнер не часто балует читателей новинками, этой книги мы ждали пять лет, и она того стоила. История пятисот человек, запертых в тоннеле под Москвой-рекой, охватывает промежуток времени чуть больше суток, в которые умещается невероятное количество событий, драматизмом и накалом страстей не уступающих греческой трагедии. Тот случай, когда в постоянном напряжении ждешь развязки, борясь с из детства искушением заглянуть в конец, чтобы узнать, как все разрешится. Читается как триллер, оставляя послевкусие притчи.

Анастасия Максимова «Дети в гараже моего папы». — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. 
16-летний Егор жил, не осознавая, насколько счастлив, пока в их квартиру не пришли с обыском арестовывать папу. В современном мейнстриме тема маньяков востребована, но в болезненно острых «Детях в гараже моего папы» Анастасии Максимовой взгляд с другой точки – грехи отцов, ответственность за которые падает на детей, мощная интрига держит в напряжении, в малый объем умещаются многие смыслы. Написано просто и сильно. Прочтете за вечер, книга не изменит вашей жизни, но скорректирует уровень чувствительности.

Юлия Купор «Экземпляр». — М.: Дом историй, 2024.
Юлия Купор дает второй шанс униженным и оскорбленным и, если бы у «Экземпляра» не было иных достоинств, его можно любить хотя бы за это – пусть обездушенная, но благополучная жизнь, в которой находится место любви, дружбе и локальным актам справедливости – для тех, кому прежде ничего не светило. И если это что-то дает часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, то так ли плох скучающий демон, которому нравится коллекционировать интересные человеческие экземпляры?

Антония Сьюзен Байетт «Вавилонская башня». —М.: Азбука Аттикус, 2024
Третий роман «Квартета Фредерики». Знакомая нам по «Деве в саду» и «Живой вещи» Фредерика Поттер здесь жена и мать. Счастье, однако, не исчерпывается социальным престижем и богатством, а «бьет – значит любит» – не ее формула супружеской гармонии. Бракоразводный процесс и битва за право опеки над сыном, не только покажут, насколько у одинокой работающей женщины меньше возможностей, чем у богатых и знатных, но и убедят – кое в чем мир все же изменился к лучшему. Смешная, трагичная, трогательная, обнадеживающая – упоительно непростая книга.

Светлана Тюльбашева «Лес». — М.: Дом историй, 2024.
Две подруги москвички заблудились в карельских лесах. Мальчик Гриша со своей необычной семьей переезжает на новое место. От каждой из двух истории «Леса» не оторваться, даже когда воспринимаешь их не связанными между собой. Но в финале головоломка сойдется, все части пазла соединятся, а прежде непонятное в романе засияет новым ярким смыслом. Не случайно это самая ожидаемая новинка весны от «Дома историй». Мощный драйв, загадка, мистический ужас, который неожиданно обернется жутью социальной.

Настя (разговор чужими словами) рекомендует:

Доминик Фортье «Белые тени». — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2023.
«Белые тени» – продолжение прозрачной и тонкой вымышленной биографии американской поэтессы Эмили Дикинсон. Здесь канадская писательница и переводчица Доминик Фортье собирает в камерном пространстве романа четырёх женщин, благодаря которым сотни стихотворений Дикинсон, часто записанных на обрывках почтовой бумаги или обёртках, были подготовлены к печати и увидели свет. Невесомое и изящное переплетение фактов и вымысла, с большой любовью рассказанная история и поэтическая образность – всё, за что мы полюбили «Города на бумаге», сохранилось и окрепло и в новой книге.

Алексей Смирнов фон Раух «Доска Дионисия». — М.: Individuum, 2024.
Алексей Смирнов фон Раух был загадочной и знаковой фигурой андеграунда и Второго русского авангарда, другом Мамлеева, основоположником магического символизма, потомственным художником, а после 70-х еще и иконописцем и реставратором храмовых росписей, ушедшим в тень и никогда не печатавшимся на родине при жизни. «Доска Дионисия» – злой и своевольный роман, увидевший своего читателя спустя пятьдесят лет после написания. Это и нуарный детектив с неофициально советским сеттингом, бойко и жестоко рассказывающий о подпольном мире арт-рынка, о вымогательстве и перепродаже икон, о грабежах храмов и подпольных сокровищах, спрятанных в революцию, и производственный роман об иконописцах, и даже немного житие. Довольно беспросветный текст, но как читательский опыт, точно стоит внимания.

Наталия Гинзбург «Семейный лексикон». — СПб: Подписные издания, 2024.
Поистине долгожданный перевод одной из самых важных писательниц Италии и её автобиографического романа об одной шумной и крепкой семье, о сплоченности и любви в эпоху диктатуры и гонений режима Муссолини. Гинзбург рассказывает историю взбалмошного семейства Леви, которое пытается нарастить защитный панцирь от внешнего мрака из только им понятных присказок, словечек и ритуалов. «Семейный лексикон» – новаторское размышление о силе языка, умении противостоять страху и природе человеческой памяти, которое нужно нам всем.

Ирина Юкина «От дам-патронесс до женотделовок». — М.: Новое литературное обозрение, 2024.
Нужное и важное переиздание монографии социолога Ирины Юкиной о зарождении и развитии женского движения в России. Первое издание давно стало библиографической редкостью, теперь появится дополненное и обновлённое. В книге анализируются два ключевых периода для женского движения: собственно его зарождение после реформ 1860-х годов и переосмысление сложившихся гендерных установок и системы угнетения женщин в целом на рубеже XIX-XX веков. 

URL List