«Ночь театра» Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова встретил премьерой. Свой дебютный спектакль, камерный, одновременно суровый и нежный, выпустил актёр Центра Игорь Сергеев.
Идея подобного спектакля наверняка давно витала в воздухе. В театре, которым руководит режиссёр Никита Михалков, поставить поэтический спектакль по произведениям его великого отца – Сергея Михалкова – правильно и необходимо. В первую очередь потому, что поэт, прославивший страну словами гимна, автор весёлых стихов для ребятни, басен для школьников и взрослых, незаслуженно мало вспоминается как поэт-фронтовик.
На самом деле Сергей Михалков был призван в армию еще в 1939-ом. В 28 лет молодой литератор уже был командиром запаса, а с первых дней Великой Отечественной – военкором газеты 22-ой армии. К тому моменту уже довольно именитый писатель был не очень доволен подобным распределением, но его мудрая мама поставила точку в сомнениях сына, сказав: «От службы не отказывайся, на службу не навязывайся. Поезжай, куда назначили».
Несомненно, война для Сергея Михалкова, как и для всех, кто пережил эти суровые годы, стала событием, повлиявшим на всю жизнь. Его военная лирика стоит в одном ряду со стихами признанных поэтов военных лет: Константина Симонова, Алексея Суркова, Александра Твардовского.
Стихотворений – лирических, агитационных для листовок, статей в газеты – было написано автором «Дяди Стёпы» огромное множество. Режиссёр Игорь Сергеев бережно собрал их в «томик» спектакля о времени, о поэте, о войне.
Милое «ретро» довоенной столицы: писательская дача с зелёным абажуром над столом, трамвайные звонки, песни под гитару, мальчишка на велосипеде несётся по старым улочкам. Трудно сказать, отчего это во многом сложное время представляется сейчас таким светлым, лиричным, беззаботным? Это детство страны, время надежд и спокойной убеждённости в правоте её пути.
Время начала страшных дней войны, когда только что пускающий в небо бумажные самолëтики мальчишка пишет на двери: «Папа мы уехали». Вот так, без запятой. В орфографии он ещё младенец. В почти несбыточной надежде на возвращение отца – внезапно повзрослевший человек.
Молодой поэт, представитель советской интеллигенции в модном в плаще и шляпе, вовсе не так прост, как могло бы показаться по его лёгким, летящим стихотворениям. Актёру Евгению Дубовскому удаётся предать не только фирменные, родовые «михалковские» интонации и голос, но и внутреннее состояние творческой души, твёрдость его гражданской позиции. Уже тогда поэту доставалось от недругов и завистников. Конечно, он видел, что происходит во власти. И понимал главное: кто-то должен поддерживать живой огонь в душах людей. Писать о чистом, честном, смелом.
В спектакле практически нет повествовательной речи. Актёры, играющие жителей Москвы – солдат, матерей, детей – говорят строчками стихов поэта. Говорят тревожно, отчаянно, волнуясь и надеясь. Удивительно, но долгие, как поэмы, стихи, хотя и написаны чётко, в рифму, но звучат обыденным разговором, ясным и простым. Будто герои спектакля рассказывают о себе, о своих чаяньях, об оставленных семьях… Не в стихах, в прозе. И это особый поэтический дар – передать высокое, стихотворное максимально доступно каждому.
Сегодня эти строки прозвучат не только воспоминанием. В них неожиданные пророчества, нежданные, но творческим чутьём угаданные, реалии нашего времени. Вероятно, большие художники и в самом деле разговаривают с Богом.
За всё самое ясное, яркое и шумное в спектакле ответственен юный артист и степист Федя Муляр. Он играет всех детей сразу – маленького Серёжу Михалкова, любого юного советского москвича, детей поэта – Андрея и Никиту. Всё прочее замечательное, внимательное к поэзии «население» спектакля играют актёры Центра: Полина Борунова, Татьяна Маляревская, Тина Трухачëва, Полина Шустарëва, Данила Дзыгар, Павел Ильин, Владислав Хитрик.
«Простота, наивность, пронзительность» – так оценил новую работу художественный руководитель театра Никита Михалков. И добавил, что этот спектакль обязательно должен остаться в репертуаре. Не потому, что он об отце, а потому что он об эпохе. И сделан тонко, нервно, изящно. Очевидно, автор постановки Игорь Сергеев, актёр чуткий и эмоционально предельно точный, «кроил» её по себе и по меркам эстетики любимого театра.