Манлио Сантанелли написал автобиографическую пьесу «Королева-мать» в 1984 году. В жанре абсурда разворачивается диалог между темпераментной матерью и сыном-неудачником. Сразу возникает ассоциация с чеховскими героями «Чайки». И действительно, Сантанелли будто срывает маски с Аркадиной и Треплева, избавляет их образы от пыли классического бестселлера, без прикрас оголяя перед зрителями. Это подчеркивает в своем спектакле Сергей Яшин, который переносит историю итальянского драматурга на Новую сцену театра имени Евг. Вахтангова.
Согласно сюжету, сын возвращается в материнский дом с надеждой найти там свой последний приют. У него ничего нет – ни жилья, ни жены, ни работы. Но он хочет написать книгу… Книгу о своей матери. Наблюдение перерастает в настоящую дуэль миражей и воспоминаний. Кроме двух главных героев в действии принимают участие традиционные маски commedia dell’arte: Арлекин (Матвей Глинчевский) и Скарамуш (Даниил Каплинский). Они подчеркивают своим присутствуем театральность взаимоотношений между Реджиной и Альфредо. Их длинные диалоги перетекают из прошлого в настоящее и наоборот, словно сбившиеся с пути речные потоки. Всё смешалось – упрёки, выяснения отношений, поиск истины, детские обвинения и оправдания, невысказанная любовь и тайны. Слова пронизывают героев, как уколы шпаги. Кто-то в этой схватке должен будет погибнуть.
Людмила Максакова в роли Реджины очень разная. Вначале спектакля кажется, что перед нами оплот материнской любви. Женщина шаркающей походкой долго идёт к двери, недоверчиво прислушиваясь и оборачиваясь по сторонам. Но в одно мгновение она преображается: откровенные наряды, яркая юбка, причёска, уверенная походка, смелые жесты. Действительно королева! Всё пространство постепенно подчиняется её воле, а твёрдый голос вытесняет тишину. С приближением финала Реджина будто расцветает, омолаживается, время для неё идёт вспять, что не скажешь про её сына.
Альфредо Владимира Логвинова выглядит загадочно. Он выдаёт порциями информацию о себе, поэтому его портрет постоянно остаётся незавершённым. В светлом костюме, на воздушном шаре он кажется беззащитным ребёнком. Нависшие над головой воспоминания в виде белоснежных, будто вырезанных из гипса, фигур сдавливают пространство, превращая дом в неприступную крепость. Выхода здесь нет. Три вельможи тоже застыли в позах, будто стражи порядка и тишины. Возможно, они существуют только в воображении Реджины, а может быть придуманы Альфредо. Отсутствие бытовых привязок в сценографии Елены Качелаевой придают сюжету мистический характер. А графика мизансцен, которая часто строится на пересечении прямых линий, постепенно приводит героев в одну точку. Тело сына, над ним королева-мать в царстве мёртвых фигур и бледных предметов.
В текст пьесы приятно погружаться. Здесь есть место и поэтической мягкости, и эмоциональным монологам, и красивым витиеватостям. Текст очень живой, он наслаивается и сжимает пространство, приближая персонажей вплотную друг к другу. Вот Альфредо опускает голову на колени матери, а через минуту помолодевшая Реджина уже пританцовывает в элегантном наряде. Для Альфредо жизнь растворяется в воспоминаниях прошлого, а для неё прошлого не существует, оно всегда с ней, питает фантазию и придаёт силы. Мать и сын притягиваются друг к другу и тут же отталкиваются, как частицы с одинаковыми зарядами. Каждое прикосновение матери будто отбирает минуты жизни Альфредо. Она молодеет, а он готовится встретить смерть.
Несмотря на трагический финал и максимальную камерность, спектакль Сергея Яшина оставляет светлое ощущение. Дуэт Людмилы Максаковой и Владимира Логвинова раскрывает всё богатство текста. Одна фраза срастается со следующей, интонации без вычурностей, но объёмные и глубокие. Спектакль медитативно погружает в личную историю, в которой ты себя не чувствуешь лишним гостем. Скорее, тебя пригласили как свидетеля, чтобы наконец-то разобраться, кто здесь прав? Но, как часто бывает, правда у каждого своя, вот только любовь и смерть оказываются общими.