«Их история не может измениться, но мы можем, как во сне, бродить внутри этих событий и пытаться понять, а в чем же их сила и красота. На мой взгляд, сегодня произведение звучит даже сильнее: как в непростое время человеку сохранить себя, к чему стремиться», – признаётся Павел Сафонов, режиссёр премьерного спектакля по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в Театре Российской Армии. Версия Павла Сафонова бережно сохраняет авторский текст, но меняет структуру сценического пересказа и вводит нового героя. Старший Гринёв (Николай Козак) в красном пальто и в капюшоне стоит у могилы супруги. Отсюда вместе с ним зритель отправится в прошлое. Старший Гринёв имеет право входить в пространство минувших событий, но вмешиваться в происходящее не может. Флешбеки оживают прямо здесь, на кладбище, где кроме одного надгробия Маши в виде ангелочка, других могил нет. Вместо этого – горбатый заснеженный холм и деревянный помост, островком вросший в центр сцены.
Спектакль тяготеет к поэтическому настроению. Стилизованный антураж костюмов, размеренность раскручивания сюжета, аккуратный юмор, некоторые вольности в трактовках персонажей и вместе с тем патетический дух ставят постановку на границе между классической формой и эклектикой. Художник по костюмам Евгения Панфилова с одной стороны уделяет внимание деталям, подчёркивая литературную образность, а с другой – работает абстрактно: чистые цвета, лаконичность, сдержанность в аксессуарах, броские красные акценты. Костюмы органично вписываются в сценографию Дмитрия Разумова, которая оживает благодаря удачным световым решениям Руслана Майорова. В полусказочном пространстве сюжет приобретает иносказательность. Здесь нет ощущения присутствия трагического рока, а исторический контекст отходит на второй план. Главное – воссоединение Гринёва и Маши.
Внешне Гринёв и Пугачёв в исполнении Максима Чикова и Александра Рожковского во многом похожи: импульсивные, красивые юноши, движимые эмоциями и романтическими идеалами. Они сталкиваются на сцене как две стихии. Маша (Карина Балашова) – олицетворение чистоты, стойкости, женственности и вместе с тем она выглядит простой, земной девушкой. Запоминающейся становится сцена её встречи с Екатериной II (Ольга Богданова) в саду в Петербурге. Внешность императрицы Пушкин описывает так: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
Авторский текст с описаниями и уточнениями герои произносят по очереди. Если изначально Старший Гринёв исполнял роль демиурга, то с развитием действия, текст от автора произносят и другие. Режиссёр не стремится строго придерживаться какого-то правила в переносе прозы в драматургическую плоскость, также нивелирует локациями. Подобную вольность можно оправдать, ведь зритель наблюдает за прошлым, которое память Гринёва могла исказить, приукрасить или даже что-то упустить. Так, дворцовые залы, как и вообще бытовые пространства не появятся, но условность раскрашена эффектными аллегориями. В сцене встречи с Екатериной ею станет массивное дерево (утонувшее кроной в колосниках), подчёркивающее силу персонажа, в руках которого помилование Гринёва. На глазах у зрителей дерево исчезнет, снова распахнув вид на снежный холм. На его вершине казнят Пугачёва.
Интересный актёрский дуэт составили Мария Голубкина (дородная Капитанша с размашистыми жестами и твёрдой походкой) и Роман Радов (трогательный капитан Миронов). Выразительным и острохарактерным стал Савельич в исполнении Александра Дика. В его герое Пушкин сосредоточил лучшие моральные качества простого человека. Именно эту простоту и вместе с тем благородство, верность, достоинство передаёт Александр Дик, не обделяя Савельича и комичными интонациями. Но юмор у него мягкий и ненавязчивый. Актёр играет широко, ведёт линию образа максимально насыщенно, со всеми возможными нюансировками и в голосе, и в пружинистой походке, поэтому персонаж раскрывается постепенно. В портрете видна и трагедия «маленького человека» и красота души, до краёв заполненная любовью к своему воспитаннику.
Спектакль Павла Сафонова на сцене Театра Российской Армии пересказывает сюжет в романтических акварелях, разрешая зрителям «…как во сне, бродить внутри этих событий и пытаться понять, а в чем же их сила и красота». Наверняка, каждый рассмотрит силу и красоту в разных вещах: в сентиментальных монологах влюблённых или в решительности Капитанши, вальяжной манере Екатерины или в смешном желании Савельича вернуть заячий тулуп, а быть может в пушкинском гении, способном стирать временные границы между тем, что было и как есть сегодня.