Ноябрь – любимая пора шопоголиков и… celloголиков. Пока первые ловят скидки, вторые ловят звуки музыки. Каждый год российские поклонники виолончели с нетерпением ждут неделю с 11 ноября, чтобы отправиться на праздник VIVACELLO. В этом году он прошёл в шестнадцатый раз, провозгласив своей темой НАДЕЖДУ.
Международный фестиваль VIVACELLO – единственный крупномасштабный проект в России, посвящённый виолончельной музыке. Арт-директор фестиваля – заслуженный артист России Борис Андрианов, организатором выступает культурно-благотворительный фонд «U–Art: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых.
Фестиваль VIVACELLO–2024 открылся 11 ноября в Концертном зале имени П.И. Чайковского. На прославленной сцене играли виолончелисты-виртуозы, равноправными участниками музыкального диалога стали оркестр и хор. Московский камерный оркестр Musica Viva и Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова в этот вечер выступили под управлением Дмитрия Юровского. Для гостей фестиваля прозвучали произведения Йозефа Гайдна, Антона Гарсии Абриля, Антона Аренского и Аулиса Саллинена. Вёл вечер Артём Варгафтик.
Мировые премьеры – постоянная традиция фестиваля, и на концерте-открытии была представлена новая пьеса Esperanza («Надежда») композитора Освальдо Голихова в исполнении интернационального квинтета виолончелистов – Бориса Андрианова, Мириам Пранди, Александра Рамма, Микаэла Самсонова и присоединившегося к ним Дмитрия Юровского, которому пришлось на короткое время покинуть дирижёрский пульт. Авторскую обработку темы из фильма «Мегалополис» (2024, режиссёр Фрэнсис Форд Коппола) композитор Освальдо Голихов создал специально для VIVACELLO.
По недавней традиции на открытии состоялось вручение премии «Большие надежды», учреждённой несколько лет назад для поддержки одарённой молодежи. В этом году лауреатом стала учащаяся МССМШ им. Гнесиных Даниэлла Гуреева.
Второй концерт фестиваля прошёл 15 ноября в камерной обстановке ДК «Рассвет». Для гостей выступили виолончелист Нарек Ахназарян и пианист Яков Кацнельсон. Первое отделение концертной программы посвятили классикам. Со сцены прозвучали три фантазийные пьесы Роберта Шумана, построенные на игре контрастов, и соната №2 Феликса Мендельсона-Бартольди, посвящённая графу Матвею Виельгорскому, виолончелисту и музыкальному просветилю XIX века. Четырёхчастная композиция с гармоничной сменой характеров от бодрого возвышенного до яркого «игристого» позволила продемонстрировать талант и мастерство обоих исполнителей.
Второе отделение объединило произведения с «народным» акцентом. В программу вошли сочинения грузинского композитора Сулхана Цинцадзе: пять пьес в народном стиле восхищают мелодичностью звучания и тонким орнаментальным рисунком. Музыкальную параллель Грузии провели произведения армянских композиторов. «Ноктюрн» Эдуарда Багдасаряна и «Экспромт» Александра Арутюняна, близкие Нареку Ахназаряну на подсознательном «генетическом» уровне, прозвучали эффектно и вдохновенно. Энергичные музыкальные новеллы сменялись плавной мягкостью лиричных частей в эмоциональном дуэте фортепиано и виолончели.
Мощным уверенным финалом концерта стало Le Grand Tango («Большое танго») Астора Пьяццоллы. Популярный аргентинский танец, давно вышедший за рамки музыкального искусства и государственные границы и перешедший в категорию мирового культурного наследия, в исполнении виолончели и фортепиано прозвучал страстно и волнующе. Роскошным подарком зрителям стало исполненное на бис Libertango, любимое и потому узнаваемое с первых нот.
Третий фестивальный вечер стал посвящением ультрасовременному исполнительскому искусству. Самый «синтетический» концерт цикла прошёл в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Совместный проект фестиваля VIVACELLO и Центра электроакустической музыки Московской консерватории доказал, что виолончель прекрасно вписывается в концепцию синтеза искусств и в правильной компании может превратить в авангардную площадку даже академический «традиционный» зал.
Ведущим концерта стал «виртуальный виолончелист» – ИИ-помощник с приятным женским голосом. Он рассказывал зрителям об исполняемых произведениях, приглашал к размышлению и даже шутил. За сиюминутный синтез и смелый экспериментальный характер мероприятия отвечали виолончель, электроника, проекции, свет, лайв-видео и даже моторы. В рамках концерта прозвучали оригинальные композиции, которые написали современные авторы: Алексей Сысоев, Михаэль Байль, Яннис Кириакидес, Янг Сонг, Хибики Мукаи, Николай Попов. Временами саунд напоминал не столько музыку, сколько звукоизвлечение, непривычное для инструмента и слуха.
Для финала было выбрано оригинальное сочинение Стива Райха Cello Counterpoint («Контрапункт виолончелей») для восьми виолончелистов. Борис Андрианов, Анна Кошкина, Ольга Дёмина, Мария Зайцева, Юлия Мигунова, Александр Рамм, Микаэл Самсонов и Василий Степанов виртуозно сшили восемь уникальных партий в одно роскошное, объёмное музыкальное полотно.
Четвёртое мероприятие фестиваля стало оммажем кинематографу, а точнее – немому кино, немецкому киноэкспрессионизму и чёрно-белой эстетике ретро. В Мультимедиа Арт Музее на Остоженке прошёл показ культового фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920, режиссёр Роберт Вине) с живым музыкальным аккомпанементом. Музыку для сопровождения написал в 2008 году альтист и композитор Юваль Готлибович, и 17 ноября в МАММ состоялась российская премьера опуса. Произведение для альта и виолончели исполнили сам автор и Борис Андрианов.
Невозможно не отметить идеальное слияние современной авторской музыки с визуальным рядом и настроением киноленты, недавно отметившей столетний юбилей. «Кабинет доктора Калигари» – сюрреалистический детектив, один из первых хорроров – поражает современного кинозрителя. Условность пространства усилена ярким гримом, психоделической графикой рисованных декораций, высокой контрастностью света и тени. Драматизм усиливается за счёт «преувеличенной», нарочито театральной манеры игры. Все тонкости сюжета, художественные приметы времени и эмоциональные переживания героев тонко подмечены и отражены в музыке Юваля Готлибовича и блестящем исполнении двух Мастеров. Поздний показ-концерт стал великолепным завершением воскресного вечера в дождливой «нуарной» Москве.
Пятый, заключительный вечер прошёл в Концертном зале имени П.И. Чайковского, замкнув символическое кольцо, которым соединились «остановки» фестиваля. Тема и материал финального концерта перекликались с программой открытия, а композитором произведения, прозвучавшего в первом отделении, стал Алексей Сысоев, чьё сочинение «Мои сады» исполнил Борис Андрианов в рамках третьего, «авангардного» вечера.
Смысловым акцентом программы закрытия стала грандиозная мировая премьера: специально для VIVACELLO–2024 Алексей Сысоев написал «Элегические приношения на музыку Йозефа Гайдна» для четырёх виолончелей, трёх флейт и струнного оркестра. Во втором отделении для гостей прозвучал Йозеф Гайдн – «Семь последних слов Спасителя на Кресте» в семи сонатах, со вступлением и эпилогом, версия для виолончели и струнных Владимира Тонхи.
В концерте-закрытии приняли участие виолончелисты Борис Андрианов, Алексей Жилин, Мария Зайцева, Анна Кошкина, Микаэл Самсонов, Сергей Словачевский и Полина Тхай, а также флейтисты Константин Ефимов, Малика Мухитдинова и Мария Корякина. Вместе с музыкантами на сцене выступил ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Ведущим стал музыковед Ярослав Тимофеев. Его подробный рассказ об обоих произведениях стал идеальным дополнением вечера.