Всепоглощающая родительская любовь, дань школе Станиславского, цитаты из классиков, которых ставили на сцене Малого театра… Это всё о новом спектакле «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» в постановке Алексея Дубровского по одноимённому водевилю Дмитрия Ленского. Премьера посвящена двум юбилеям: 185-летию пьесы и 200-летию исторического здания Малого театра.
Для своего спектакля Дубровский взял сценическую версию водевиля, подготовленную драматургом Сергеем Плотовым. Незамысловатый сюжет о том, как провинциальный актёр и любящий отец Лев Гурыч Синичкин хлопочет о счастливой сценической судьбе для своей дочери Лизы, которая делает первые шаги на сцене, разбавлен качественным музыкальным сопровождением от Александра Чайковского и оригинально включёнными в сюжет фразами, ставшими крылатыми: от «to be, or not to be» до «Мы артисты, наше место в буфете».
Уже первая сцена, где хор, изящно пританцовывая с зонтиками в руках (хореография Андрея Глущенко-Молчанова), исполняет песенку о том, что провинция всегда найдёт, чем гордиться, погружает зрителей в сложный мир театра. Эту тему развивают все последующие сцены: от завязки в квартире Синичкиных до дебюта Лизы на подмостках в главной роли. По ходу действия вскрываются сложности получения ролей, интриги в труппах, осложнения от причуд звёзд, обид авторов и зависимости от меценатов. Меж них не обойтись без классического: «Верю – не верю!»
Юной и неискушённой Лизе (Екатерина Гревцева), мечтающей о славе, быстро удаётся подстроиться под обстоятельства. Стремительно осмысляя происходящее, она начинает хитрить для достижения целей, озвученных её отцом. Сам Лев Гурыч (Виктор Низовой) слепо верит в талант дочери и намерен во что бы то ни стало прославить актёрскую династию Синичкиных, берущую начало от его папеньки. Актёр Низовой очень трогательно исполняет моменты, когда его герой предаётся воспоминаниям или грезит о счастливом будущем.
Для звезды провинциального театра Раисы Сурмиловой (Анастасия Дубровская), которой суждено уступить место Лизе, вся жизнь ‒ игра. Она драматично падает в обмороки и картинно притворяется больной не только на сцене, но и в жизни. Ей не занимать опыта плести интриги и очаровывать кавалеров. Чтоб обыграть её в битве за главную роль в премьерной постановке Синичкины идут ва-банк, не страшась ни сильных мира сего, ни последствий, и отправляют приму кататься на качелях где-то высоко под потолком сцены.
В этот театральный треугольник то и дело вмешивается отставной гусар и ловелас Ветринский (Андрей Чернышов), чьим соперником оказывается слепо влюблённый в искусство и в Раису меценат Зефиров (Валерий Афанасьев). Разбавляют борьбу за ведущее место в труппе театральные деятели: умеющий искусно лавировать директор театра (Александр Клюквин), способный добиваться своего приглашённый режиссёр (Михаил Фоменко), тщеславный и ранимый драматург (Михаил Мартьянов), а также коллега Раисы, незаменимый актёр с говорящей фамилией Напойкин (Александр Вершинин).
Декорации к действию (сценограф ‒ Максим Обрезков) воссоздают и блеск театральной сцены, и простоту жилища Синичкиных, и изысканную обстановку дома мецената Зефирова, и рабочий кабинет писателя. Герои одеты в пышные юбки, элегантные пиджаки, шляпки с перьями, словом, в эстетике Малого театра (художник по костюмам ‒ Ольга Поликарпова). Лёгкие мелодии и заводные танцы по ходу действия подчёркивают эмоциональный накал, вносят романтические нотки, восхваляют театр и завершаются финальным воззванием «Мельпомена, нас не покинь сейчас».