«Маленький человек» большого роста. В театре «Шалом» премьера спектакля «Голиаф»

1 февраля театр «Шалом» представил первую премьеру 2025 года – спектакль «Голиаф» режиссера Саши Золотовицкого, жанр которого автор определил как «небиблейская история». Постановка предлагает посмотреть на известного всем героя по-новому и увидеть в страшном великане живого человека, чьи чувства и мотивы близки каждому.

Фото: Анна Смолякова

«Мы приглашаем зрителя познакомиться с нашей вольной фантазией на тему любимого мною с детства мифа об отважном юноше, победившем великана своей меткой пращой. И мы это обозначили в жанре спектакля – “небиблейская история”, – рассказывает выпускник школы-студии МХАТ (мастерской Дмитрия Брусникина) и ГИТИСа (мастерской Олега Кудряшова), режиссер спектакля Саша Золотовицкий. – Идея возникла случайно, мне всегда было интересно думать о тех людях и персонажах, которые упоминаются в этих историях – смотреть на них, как с неожиданной стороны – как на живых людей, чтобы приблизить их к себе. И на сцене вы увидите нашу попытку рассмотреть, дорисовать в деталях, придумав ему понятную историю, этого не такого уж однозначно страшного и злого Голиафа».

Фото: Анна Смолякова

Вместе со своей командой – художницей Марусей Павловой, режиссером по пластике Сашей Колосовской, художником по свету Александром Краснодедом – режиссер разрывает эпическое повествование и погружает зрителя в будни Голиафа. И на этом противопоставлении пафоса и приземленности строится глубокая постироничная философия спектакля.

Фото: Анна Смолякова

«Если говорить про актерское существование, то персонажи на сцене существуют параллельно в двух планах: с одной стороны, это библейские воины, сошедшие с барельефов (и мы в мизансценах целенаправленно ищем эту “барельефность”, скульптурность), а с другой стороны, это практически современники, ведущие свое тихое, неспешное, аккуратное, даже нежное, я бы сказал, существование, – объясняет Саша Золотовицкий. – Именно на этом контрасте строится наш сценический язык – так и только так библейский персонаж вдруг становится близким и понятным нам».

Фото: Анна Смолякова

Музыка двух современных композиторов Ильи Шарова и Дмитрия Рессера также подчеркивают этот контрапункт. Она помогает нам услышать, как могла бы звучать древняя битва между филистимлянами и израильтянами во всем ее пафосе на пике эмоций, и в то же время стать аккомпанементом к быту обычного человека. «Мы в каждой детали подчеркиваем это противостояние возвышенного и обыденного. И в этом рождается живость и даже веселье», – добавляет режиссер.

Фото: Анна Смолякова

Актерам приходится постоянно менять темп игры и формат подачи материала, поскольку динамичные эпизоды битвы сменяются медитативными моментами размышлений, в которых каждый характер раскрывается иначе. Но Иван Орлов (Голиаф), Константин Фридовский (Давид, Солдат), Александра Ахметзянова (Оруженосец), Сергей Шадрин (Капитан) и Федор Бычков (Однополчанин Голиафа, Дедушка в долине) блестяще с этим справляются.

Фото: Анна Смолякова

Спектакль вырос из эскиза, ставшего победителем Театральной лаборатории полного цикла по текстам Танаха, состоявшейся в 2024 году в рамках реализации гранта Президентского фонда культурных инициатив.

Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова

URL List