Жанр «читки», вынесенной на зрителя, часто встречается на театральных фестивалях. В театрах это обычно происходит спонтанно, когда вдруг появляется какой-либо повод или желание осмыслить будущую постановку. В Театре на Юго-Западе недавно читали пьесу Дамира Салимзянова «Преступник со справкой». Традицию «чтения с листа» ввёл ещё Валерий Романович Белякович, который любил опробовать реакцию зрителей на материал, а также на своих традиционных выступлениях «Моно» читал рассказы собственные и просто понравившиеся.
Пьеса «Преступник со справкой», навеянная драматургу творчеством Роберта Шекли, привлекла внимание ведущего актёра Театра на Юго-Западе, заслуженного артиста РФ Сергея Бородинова, когда он увидел её постановку на сцене родного Нижегородского театра «Комедiя». Весёлая, многозначная, актуальная пьеса зацепила. Актёр предложил её руководству «Юго-Запада», познакомился с автором, и было решено начать с литературной композиции. Посмотреть, как воспримут поклонники театра эту трагикомедию, захотят ли увидеть полноценный спектакль.

За постановку взялся сам Сергей Бородинов. В напарницы он пригласил молодую актрису Елену Лунцову. Долгие репетиции, доставившие и удовольствие, и волнение – и вот читка объявлена!
Жанр минималистичен. Актёр, словно «голый король» – без реквизита, декораций, «на ладони» перед внимательно ожидающим зрителем. В руках пьеса-шпаргалка, которую можно и нужно читать, но «не так, как пономарь». По сути такое выступление требует актёрского мастерства особо точной выточки.
Множество персонажей, характеров, смен ситуаций. Как это прочитать, чтобы зритель не только услышал, но и увидел? Для разделения сцен артисты используют перемещение по подмосткам, для отличия «чужих» от «своих» – чёрные очки. Это все, за что можно уцепиться. Дальше только талант.
Сама пьеса – тоже в помощь. В данном случае ремарка «по мотивам» очень верна. Автор переносит действие на родную российскую почву во всех смыслах – географически, ментально, лексически. Хотя локационно речь в пьесе идет о событиях глобального масштаба, происходящих в будущем. На планете Малая Кузëма в идеально-утопическом мире уже 300 лет проживает колония землян. Вероятнее всего, их предки попали сюда прямиком из советских семидесятых, да так и застряли в эпохе, сумев развить её до воплощения мечты о жизни гармоничной и согласной.

Дамир Салимзянов, понимая сугубую невозможность такого развития человечества, умело обращает текст в сатирический и придаёт всему происходящему насмешливо-добродушный окрас.
Однажды земляне вспомнили о колонистах и направили на Кузëму инспекцию. Тут-то всё и началось. В наивных и трогательных, как малые дети кузëмцах, просыпается ген прошлого – они пытаются выстроить «потëмкинскую деревню», чтобы предстать перед инспекторами в наилучшем виде.
Практически всему населению единственного посёлка на планете приходится заняться вещами обычными для землян, но давно забытыми в колонии. Одному из обитателей планеты, Толику, предстоит изобразить преступника, а для этого совершить какое-нибудь убийство. Нравственный выбор оказывается герою не по плечу.
То, как представили эту пьесу зрителям актёры Юго-Запада не назвать ни читкой, ни литературной постановкой, ни моно-спектаклем. Это дуэт двух талантов, выверенный и втягивающий в свою орбиту с первых строк исполняемой пьесы. Сергей Бородинов и Елена Лунцова абсолютно «бесшовно» перетекают из персонажа в персонаж, из характера в характер. Этот невероятный исполнительский мастер-класс точно согласуется с текстовой виртуозностью комедийных, по-настоящему, без натуги смешных диалогов. Рождается ощущение некой единой капсулы добра, в которой зрители вместе с артистами спускаются из Малых Кузëм на Землю и несут с собой атомный заряд любви всех ко всем и ко всему.

Получился готовый мини-спектакль, собранный из того, что «под рукой», не требующий никаких специальных вложений, кроме актёрского мастерства. Наверное, его можно инсценировать с разворотом всех составляющих, что уже и сделано на многих сценах. В случае «читки» в Театре на Юго-Западе было единодушно признано, что лучше оставить эту пьесу в уникальном исполнительском дуэте. Тем более, что это уже и есть спектакль, но такой, какого нигде больше нет.