
Анастасия Усова (тг-канал Дом Астерия)
Алексей Конаков. Убывающий мир: история «невероятного» в позднем СССР. — М.: Музей Гараж, 2022. — 240 с.
Алексей Конаков бросает вызов набившему оскомину объяснению, к которому прибегает каждый учёный, вовлеченный в исследование культуры советского, да и постсоветского пространства: любой феномен не может быть с лёгкой руки оправдан жаждой веры и духовным вакуумом. Так, тяга советского человека к «невероятному» — это ещё и следствие нового типа самости, пытливого ума и не знающего границ оптимизма. Верилось: Марс будет исследован, с внеземными цивилизациями выйдет установить контакт, а человеческое тело хранит в себе безграничное количество возможностей (в том числе, самоисцеление). Конакову удаётся препарировать невротическую личность современности до самых её истоков, обращаясь к библиотеке фактов, которые ещё несколько поколений назад были записаны в графу «бесспорно достоверные».
Ника Юрасова (тг-канал Nika’s Tsundoku Club)
Маргарита Полонская. Сахарная пудра. — СПб.: Polyandria NoAge и Есть Смысл, 2025. — 192 с.
«Сахарная пудра» — текст, на первый взгляд попавший в серию Polyandria & Есть смысл случайно — никакого автофикшена, кафкианские приколы с превращением людей в жуков и обратно… Но одновременно нам отсыпают и YA тем: поиск первых настоящих друзей, возможность впервые влюбиться, разрыв болезненных отношений с матерью. Вероятно, это и делает книгу Маргариты Полонской подходящей для серии, но с оговоркой: она легче и проще, чем всё, изданное Петропавловской и Якуниной ранее. Во вселенной, созданной Полонской, важна интонация — отстранённый тон Саяки Мураты, невозмутимо описывающий фантастические допущения. И хотя зависимость от еды (или других «секретных ингредиентов») — реальная проблема общества, а бизнесменов, наживающихся на чужих слабостях в наше время тоже полно — Полонская не драматизирует, и при желании, особенно если читатель совсем юный, книжку можно прочесть, не проводя глубоких параллелей с собственной жизнью. Что же до того, если эти параллели провести — Полонская в «Пудре» по касательной проходится по ряду остросоциальных тем, не оставляя при этом читателя с тяжёлыми мыслями, наоборот, финал обнадёживает. Это лёгкое, кринжовое в хорошем смысле чтение и однозначно новый, более позитивный способ поговорить о вечных проблемах уязвимости и самоопределения.
Лена Нещерет (тг-канал Марселизация)
Трейси Чи. У нас отняли свободу / пер. с англ. Марии Мельниковой — М: Popcorn Books, 2025. — 416 с.
На эту неделю выпало два скорбных дня — 6 и 9 августа, восьмидесятая годовщина атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, дни памяти мирных жителей, которые страдают из-за войны, которую не начинали. Герои «У нас отняли свободу» живут вообще не в Японии, а в Сан-Франциско, но и до них дотягивается война: они — японцы, эмигранты второго поколения. Их родители выбрали жить в Америке, а у них самих и нет никакой другой родины: они по-английски говорят и думают куда свободнее, чем по-японски, и уж точно не выбирали императора и его войну. Тем не менее, для американцев эти подростки — враги, и вместо старших классов или колледжа отправляются в трудовые лагеря. В жестоком и изначально несправедливом мире у ребят из азиатского квартала Сан-Франциско есть только одна поддержка — их дружба. Мы следим как бы за перекличкой нескольких личных дневников. У каждого из ребят внутри общей беды собственные сложности и своё видение ситуации, они не всегда будут согласны друг с другом, им придётся выбирать из плохого и наихудшего. В итоге, как это в жизни и бывает, нет смысла сравнивать, кто больше потерял и кому было больнее. Смысл в другом: они пока живы. Они вместе. Они скоро будут дома.
Кстати, Трейси Чи придумала довольно мало: основа книги — архивы, дневники и живые интервью с друзьями её собственной бабушки. История героев романа выросла из семейной истории автора, это ценно.
Маша Фадеева (ТГ-канал Проснись и ной)
Михаил Левантовский. Невидимый Саратов. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2025. — 256 с.
Володя Саратов съедает волшебный пирожок (предназначавшийся его дочери) и превращается в заколку-невидимку. Проводит полдня в голове жены (точнее, в волосах), случайно теряется и попадает в по-кэрроловски абсурдный мир говорящих вещей. Теперь потерянный Володя — без рук, ног, глаз, ушей и рта (почти как у Хармса), а главное — без голоса, старается снова стать видимым. В это же время жена разыскивает его, попутно копается в памяти, вычленяя тот самый момент, когда семейная гармония стала разрушаться. А их дочь — видит бесконечный кошмар, в котором бродит по тёмному лесу и не может вернуться домой, потому что родители потеряли друг друга, самих себя, и, кажется, перестали её искать. Ироничный роман об обычной российской семье из типичного постсоветского городка, переживающей кризис: партнёрам кажется, что их чувства охладели, при этом оба продолжают друг друга любить, а их ребёнок — боится потерять родителей, потому что прекрасно понимает, к чему ведут частые ссоры. В поэтической прозе Левантовского смешиваются обыденность и необъяснимая магия, а мягкий юмор и точно подмеченные детали превращают типичную историю в утешительную сказку со счастливым финалом. Роман о молчании, невозможности быть услышанным, о том, как важно вовремя поговорить друг с другом, о семейной поддержке и, конечно, о любви (без неё никуда).