По меткому выражению Фрэнка Заппы, говорить о музыке – все равно, что танцевать об архитектуре. Конечно, музыку не перескажешь, но можно делиться впечатлениями, а если понимать музыку как некую стихию, ее можно попытаться укротить, предложив музыкантам концепцию и свободу. Это и сделал продюсер Дмитрий Мильков в рамках фестиваля искусств имени Ф.И. Шаляпина «Дар». Он, взяв в качестве отправной точки две народные песни «Дубинушка» и «Эй, ухнем!» в исполнении Федора Шаляпина, предложил идею и воплотил музыкальный перформанс «Дубинушка лейтмотив. Версия Мартынова».

Документальный фильм, подготовленный командой Милькова (режиссер Мария Фоменко) повествует об истории трудовой попевки, которая чуть не сделалась гимном России в 1917 году, и прочерчивает маршрут русской души вглубь веков. Эта попевка возвращает нас на круги истории и делает причастными эпохе подсечно-огневого земледелия: «Разовьем мы березу, разовьем мы кудряву!»
Итак, жизнь это по преимуществу – пахота, бурлацкая лямка, которую надо тянуть: в этом лейтмотив и инсайт не только русской души и сермяжная правда жизни, с которой возьмется спорить только зефирный человечек в розовых очках, а все остальные от Поля Робсона до Тома и Джерри дружно «тянут-потянут» нашу лямку-Репку.

Развить НАШ лейтмотив было предложено Мастеру, композитору и философу Владимиру Мартынову, что гарантировало воплощение концепции, а за свободу отвечали экспериментаторы live electronics Павел Паньковский и Аркадий Пикунов (к тому же саксофон). В коллажной технике музыканты в реальном времени пересобирали для слушателя новый пазл «Дубинушки», состоявший из заранее записанных фортепианных (Владимир Мартынов) и скрипичных (Татьяна Гринденко) фрагментов, записей голоса Мастера, богатейшего внутреннего мира, испускаемого музыкальным черным ящиком, которым оперировал Павел Паньковский и саксофонов Аркадия Пикунова.
Первые ряды новой сцены Александринского театра содрогнулись под напором пульсирующих басов. Скрипка Гринденко, задав мягкий женский импульс перформансу, вскоре исчезла, и зал погрузился в мир суровых мужских мыслей.

Когда-то Иисус Навин велел евреям обходить непокорный Иерихон и трубить в шофар, и вот теперь бас-саксофон Пикунова звучит как тот древний рог. Какую же крепость взялись обходить музыканты? С учетом заданной темы перформанса, кажется, они хотели «взять в клещи» ВСЮ цивилизацию: пробить брешь в уставшем, заскроленном как экран телефона сознании современного слушателя. Вся электронная рать ополчилась на нас, чтобы раздеть до первобытного состояния. Вроде получилось. И вот уже сопрано саксофон Пикунова терзает слух лишенных стен иерихонцев.
Рефреном звучавшие слова Мастера о том, что хотя музыка звучит, на сцене нет музыкантов, какое-то время казались натяжкой, но, когда Пикунов, при помощи смонтированных прямо на горло звукоснимателей пропел ряд бурлящих слов на древневавилонском, мы действительно почувствовали, что перед нами не музыканты, а скорее сталкеры, ведущие нас к некой таинственной комнате, быть может, еще глубже в историю к только что закрывшимся воротам райского сада. Дальше было закрыто, и пришлось понемногу возвращаться назад.

Фестивальный формат, как подчеркивает Дмитрий Мильков, как нельзя лучше подходит для проведения творческих экспериментов, обрекая их на успех, или по крайней мере, на резонанс. Возможно, ряд слушателей настраивались на более очевидную музыкальную связь перформанса с знакомой «Дубинушкой» и не были вполне готовы к проведенному эксперименту. Для таковых предназначался бонус-трек перформанса – музыкальный джем на тему песни «Эй, ухнем». К составу добавились Елизавета Волкова (барабаны), Владислав Псарук (тромбон) и исполнитель и собирательница народных песен Таисия Краснопевцева (вокал).
Кто-то, наверное, подумал, что они – соломинка из другого коктейля… Снова обратимся к опыту короля музыкальных экспериментов и перформансов Фрэнку Заппе: на выступление Mothers of Inventions в лондонском Королевском Фестивальном зале 25 октября 1968 года: 13 духовиков под руководством дирижера симфонического оркестра BBC с раскрашенными лицами, под руководством, вещающего в мегафон Фрэнка Заппы, исполняли пьесу Заппы «Progress?» – именно так, с вопросительным знаком! – в то время как музыканты Mothers готовили «музыкальный переворот»: клавишник Дон Престон выпивал дымящийся элексир, после чего «свергал» пианиста оркестра BBC с табуретки у рояля; а Ян Ундервуд в технике Пикунова пародировал духовиков. Вот такие бывали коктейли!
Конечно, налицо полярность таких действ как «Бас-парад» с участием симфонического оркестра под руководством недавнего юбиляра Фабио Мастранджело и «Дубинушка лейтмотив. Версия Мартынова». Но в рамках фестивальной программы, такое соседство выглядит органично. Заслуживает уважения широта взглядов и творческая смелость организаторов фестиваля Юлии Стрижак, директора Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина и Фабио Мастранджело, художественного руководителя Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина, решивших включить такое нестандартное представление как «Дубинушка лейтмотив. Версия Мартынова» в программу фестиваля, тем самым дав развитие шаляпинским мотивам в новых творческих вселенных и кругах.
Автор – Андрей Боскис