Триллер традиционно считается кинематографическим жанром и в театр попадает редко. А жаль: спектакли, заставляющие ёжиться, вжиматься в кресло и втягивать голову в плечи, могут быть невероятно интересными.

Из последнего увиденного, что запомнилось похожими ощущениями – прежде всего на физическом уровне, – «Егорушкины птицы» Евгения Гельфонда, привезённые на Биеннале в прошлом году. Чтобы объяснить настроение «Острова Рикоту» омского «Пятого театра», нужно представить себе, что в гости к «Егорушкиным птицам» приплыл «Человек из Подольска».

С одной стороны – даниловский абсурд (и Сергей Троицкий, тот самый Человек из Подольска из одноимённого спектакля «Пятого театра», но это не главное), с другой стороны – челябинская версия леоновской прозы, играющая на стыке притчи и мистического обряда.

Два мира сталкиваются на маленьком пятачке земли, окружённом океаном, чтобы обменяться вибрациями. Знакомое московское остро врезается в тюленью тушу, но мгновенно застревает, тупеет. Русалочий остров, наоборот, расцветает, пополняется свежей кровью и рождает новую энергию для служения культу.

Этника, мистика, паранормальный опыт, тёмные закоулки души – пьеса Наталии Мошиной сама диктует жанр: по ней бы вышел кассовый сезон «Настоящего детектива» или «Топей». Режиссёр Фамил Джавадов вторгается на территорию кино и делает это уверенно и красиво. Настолько красиво, что мысль пропасть на острове, где ничего не знают о Москве, не кажется такой уж жуткой.