Загадочный, таинственный, мистический, имеющий множество воплощений на театральной сцене и в кино, овеянный слухами, суевериями и легендами… Это всё о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И нет лучше места для погружения в его сюжет, чем музей-театр «Булгаковский дом», расположенный в доме № 10 на Большой Садовой в нескольких минутах ходьбы от Патриарших прудов, где несколько лет жил сам Булгаков и где разыгрались главные сцены его романа. От надписи на входной двери «С котами нельзя» до многочисленных изображений кота Берлиоза – в интерьере театра всё напоминает о героях и эпизодах из «Мастера и Маргариты».
Постановка по мотивам романа, которая идёт в стенах «Булгаковского дома», уже стала легендой театральной Москвы. Свой спектакль режиссёр Сергей Алдонин поставил более 20 лет назад, включив в инсценировку фрагменты из черновиков романа. «Мастер и Маргарита» Алдонина сменила несколько площадок, объехала с гастролями множество городов. Менялись актёрские составы, менялись (и меняются) некоторые сцены. Спектакль переносит зрителя в путешествие по булгаковской Москве, но в то же время не даёт оторваться от суровой реальности наших дней.
Постановка выделяется тем, что история любви Мастера и Маргариты и суета вокруг написанного Мастером романа уходят на второй план, создавая фон для приключений свиты Воланда в Москве. Эта компания – главный герой спектакля. Шутить, куролесить, рассказывать диковинные истории, выступать в варьете, перевоплощаться в милиционеров и врачей психиатрической больницы, занимать чужую жилплощадь, подтрунивать над незваными гостями, восхищаться и ужасаться поступками людей и делать много чего ещё эта шайка может бесконечно.
На протяжении всего действия есть ощущение, что свита находится везде и сразу одновременно. Время от времени, наблюдая за её беснованиями, возникает ощущение присутствия на ярмарке в балагане. Точнее, она превращает в балаган всё – от осмотра врача пациентом до поминок, стирая границы скоротечного и вечного, нормального и ненормального, обнажая абсурдность правил, границ и рамок, в которые загоняет себя человечество.
Образ вечной жизни и богатого опыта Воланда и Ко подчёркивается не только заявлениями о визите инкогнито в Ершалаим, но и шутками, например, про «Крым наш», несостоявшийся в этом году отпуск или тесты на COVID. Вообще, в спектакле много моментов, где просто можно от души посмеяться над нашей жизнью (да простят постановочную группу ценители текста Булгакова, ведь он изрядно переписан).
Ещё одной особенностью спектакля является виртуозное использование пространства театра. В полуподвальном помещении, где расположен зрительный зал, есть небольшие окна и выход на улицу. Здесь идеальное место для отправки Лиходеева в Ялту (то бишь на улицу) или появления Мастера в палате Ивана Бездомного (приходит он через окно). И сцена первой встречи двух литераторов в палате – одна из самых сильных в спектакле. Герои буквально висят на подоконниках и искренне передают трепет и волнение двух родственных душ, случайно оказавшихся в одном месте по одной и той же причине.
Конечно, есть в спектакле и беседа на Патриарших, и полёт Маргариты, и широко известные цитаты из романа, и многое другое, без чего сложно представить себе воплощение нетленного литературного произведения. Каждый показ – событие уникальное. Ведь исполнителей большинства ролей несколько, а наша жизнь так переменчива, что неизвестно, о чём метко пошутят в следующий раз герои спектакля.