«О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединённость и разобщённость близких душ», – так и хочется на протяжении всего спектакля процитировать строчку из фильма Эльдара Рязанова. История о счастливой и взаимной любви, которая для многих зачастую остаётся несбыточной мечтой. Погоня за личным счастьем оборачивается для «Дачников» кратковременными увлечениями противоположным полом, что в итоге приводит к душевной пустоте и тотальному одиночеству.
Основой постановки послужила одноимённая пьеса Максима Горького, написанная в начале двадцатого века. Это произведение неоднократно ставили на театральных подмостках, да и режиссёр Евгений Марчелли вот уже в третий раз обратился к тексту «Дачников»: «Мне снова начинает казаться, что эта пьеса очень любопытная, интересная. Словно не та, которую я как бы знал и исследовал».
Убрав социально-политический подтекст пьесы, Евгений Марчелли сконцентрировал внимание на том, что было и будет актуально во все времена – отношения между мужчиной и женщиной. Переплетение многочисленных любовных линий порождает целый калейдоскоп переживаний, эмоций, метаний и страстей.
По замыслу режиссёра, дача – территория уединения и отрыва от городской суеты. Оказавшись здесь, представители интеллигенции освобождаются от оков системной жизни и пытаются обрести ту самую заветную любовь, но эти попытки тщетны. То врач Кирилл Дудаков (Михаил Попов) прямо на глазах у своей жены (Елена Пурис) оказывается знаки внимания другой женщине, то молодой Влас (Филипп Ершов) испытывает искренние чувства к Марье Львовне (Анастасия Светлова), которая годится ему в матери, то Павел Рюмин (Алексей Каничев) устраивает неожиданный перформанс с выстрелом из пистолета, чтобы привлечь внимание Вари (Стася Милославская)… Перечисление можно продолжать ещё долго. Однако через все мизансцены лейтмотивом проходят раскаленные до предела нервы героев, а затем – их перегоревшие и потухшие сердца.
Пустота царит и на сцене. Опилки на полу, надувные матрасы, минималистичная деревянная мебель и длинный коридор, ведущий к обеденному столу… Всё это резко превращается в руины под оглушительную песню группы «Ленинград» с неожиданным названием «Дачники»! После эффектного погрома в глубине сцены появляются деревянные трибуны, на которых сидят белые фантомы, смотрящие как на своё отражение в зрительный зал. И между двумя группами наблюдателей (фантомами и зрителями) продолжается спектакль о глухом одиночестве.
Как часто мы натыкаемся на «чужих» людей и снова бежим, в надежде найти «своего» человека. Знакомимся, расходимся и снова знакомимся. И в очередной раз мы поддаёмся мимолетной заинтересованности, мечтая о душевной близости. Ведь все хотят любить и быть любимыми как Ромео и Джульетта… И лишь этот спектакль внутри спектакля закончился счастливо.
Автор – Мария Ончукова