Казалось бы, время литературных кружков и салонов давно прошло. Современные арт-объединения тусуются преимущественно виртуально, процветает в Instagram поэзия, на специализированных сайтах – молодая проза, есть форумы у представителей других искусств. Но далеко не всем известно, что в начале нулевых в Москве существовала активная и бойкая группа Осумбез – товарищество мастеров искусств «Осумасшедшевшие Безумцы», которая значительную часть своей деятельности вела в сети, но регулярно проводила и «живые» встречи и заседания.
Осумбез формально был создан в 2002 году (неформально в 1998 году) в Москве поэтом Мирославом Немировым (1961-2016), объединение распалось в 2005 году (неформально существовало гораздо дольше). Причастны к нему были ныне известные драматурги Дмитрий Данилов и Андрей Родионов, лауреат Григорьевской поэтической премии поэт Всеволод Емелин, поэт Владимир Богомяков и многие другие, в том числе фотографы, художники, музыканты. Можно считать, что товарищество было международным – к нему присоединялись участники из разных городов и стран.
«Осумасшедшевшим Безумцам», несмотря на все сложности тех лет, когда едва отступали лихие 90-е, удавалось издавать книги, устраивать благотворительные концерты, участвовать в выставках. Свою сетевую жизнь товарищество вело на форуме сайта «Глупый Дом» (www.g-dom.ru), где обсуждалось всё, что угодно. А интернет, как известно, хранит всё. Помимо архива форума в сети можно найти статьи об арт-объединении, если покопаться в соцсетях – записи участников Осумбеза о товариществе.
На основе документальных материалов драматург Рина Денисова написала пьесу об Осумбезе, а режиссёр Надя Тропилло поставила читку-акцию, премьера которой состоялась 21 февраля 2020 года. Постановка осуществилась при помощи молодёжной поэтической студии при Центре Вознесенского и Отдела Боли Театра.doc. В рамках международного фестиваля документального театра имени Дмитрия Брусникина Brusfest вновь состоялся показ спектакля.
Пьеса рассматривает жизнь товарищества Осумбез от его создания до формального распада, затем делает временной скачок, перенося действие в 2016 год, когда скончался основатель объединения Мирослав Немиров. Из пьесы можно почерпнуть множество подробностей быта участников объединения, детали их встреч, проследить творческий путь отдельных представителей Осумбеза и поразмышлять, почему же товарищество распалось.
В читке-акции использованы документальные видео, фотографии и реальная переписка с форума «Глупый Дом», которая демонстрируется на экране. Сами участники Осумбеза представлены в виде «аватаров» – их играют молодые люди в майках, надпись на которых помогает идентифицировать героев: «Немиров», «Данилов», «Родионов», «Гузель» (жена Мирослава Немирова, активный участник Осумбеза) и другие.
От читки документальной пьесы ожидаешь «ноль-позиции». Но тут не тот случай – «аватары» вживаются в роли своих героев и не скрывают эмоций. Очень тонко чувствуется преданность Гузель делу, которому они с мужем посвятили значительную часть своей жизни, горечь Немирова от того, что его друзья недостаточно вовлечены в деятельность Осумбеза, благодарность Данилова за то, что жизнь свела его с Осумбезом и Немировым и многое другое.
Конечно, погружение в документальность неотделимо от каких-то вызывающих отвращение фактов: например, обилия местами нецензурной лексики, описания жутких пьянок на заседаниях Осумбеза или нелицеприятных черт характеров отдельных людей. Но вовлечённость юных актёров в своих героев и их дело, сглаживает такие моменты, выводя на первый план творческие судьбы.