Роман Григорьевич Виктюк неоднократно обращался к сочинению русского писателя-декадента Фёдора Сологуба – роману «Мелкий бес». Сегодня сюжет произведения известен узкому кругу читателей, а в самом начале ХХ века книга выдержала одиннадцать прижизненных изданий. Инсценировка Романа Виктюка находила своё сценическое воплощение на сцене Таллинского русского драматического театра, Московского «Современника» и, конечно же, в Доме света, где премьера состоялась в 2019 году.
«Странный» роман, как его быстро нарекли редакторы, рассказывает об учителе-садисте Ардальоне Передонове на фоне бессмысленной жизни провинциальной глуши. Роман Виктюк со свойственным только ему пониманием красоты, разворачивает мистическое повествование, далёкое от бытовых рисунков. Вместе со сценографом Владимиром Боером, режиссёр одевает сцену в голубые ленты храма. Лазурные колонны спадают мятыми лентами, в них, как в паутине, герои путаются, прячутся, взбираются вверх, пеленают друг друга. Лица, окружающие Передонова, скрыты под красочными овалами-масками. Художник по костюмам Елена Предводителева превращает общество мещан в ожившие супрематические фигурки. Они рассекают сцену на велосипедах, как надоедливая летняя мошкара, облепливают всё вокруг.
Персонажи выглядят эпизодическими, ведь всё сосредоточено на фигуре Передонова (Дмитрий Бозин). Режиссёр медленно раскрывает его гнилую сущность, где «всё доходящее до сознания претворяется в мерзость и грязь». Невидимый вирус разъедает учителя, подталкивая к самому страшному греху – убийству. Широкий нож, как «дамоклов меч», намекающий на трагическую развязку, постоянно будет находиться рядом с «мелким бесом». Передонов предусмотрительно наточит его на вертящемся колесе велосипеда.
Конечно же, в болотистом коловороте провинции, невозможно обойтись без прекрасного пола. Но все женщины здесь одержимы дьяволом. Настоящие распущенные ведьмы с красно-чёрными губами и без нижнего белья. Екатерина Карпушина и Людмила Погорелова играют колоритно, ярко, безудержно, эротично. Сверкающие глазки, резкие, но точные движения, экспрессивные позы, уверенная походка и низкий бархатный голос – они способны на всё!
Барышни Рутиловы в белых длинных рубашках, как многоликое отражение гоголевской панночки, пускаются в бесовские пляски. Людмила (Анна Подсвирова) не разговаривает, а поёт, с наслаждением растягивая гласные. Она быстро околдовывает юного Сашу Пыльникова (Игорь Неведров). Гимназист весь выбелен, похож на неприкаянного призрака, чуждого пошлому миру. Жуткая сцена поругания этого «памятника» – одна из самых эмоциональных в спектакле. Крик загнанного и напуганного зверька заставляет отвлечься от красоты внешней картинки, иначе посмотреть на постоянно улыбающегося Передонова…
Бес хотел власти, он её заполучил! Натягивая на себя оторванный кусок «храма», как доспехи воина, Передонов убивает глупого сослуживца. Огромный софит низко опускается и застывает, как небесное светило, заливая всё вокруг холодным мерцанием. Погаснет оно и отключится сознание Передонова, от человека ничего не останется.
Со свойственным мятежным эстетизмом, Роман Виктюк иллюстрирует роман широкими мазками, сочно, смело и откровенно. Получается спектакль-предупреждение о беспощадной борьбе за хрупкую человеческую душу. Абсолютно иррациональное пространство разрушает иллюзию современного технологичного мира, но точно оголяет его обратную, неизведанную никем, сторону. Погружая действие в транс, Роман Виктюк, в притчевой манере, высвобождает из романа потаённое – ритм, пульс, дух, красоту.