«Родина слышит, Родина знает, где в облаках её сын пролетает…», – эти слова из стихотворения Евгения Долматовского как нельзя лучше описывают ситуацию, в которой оказался герой нового спектакля в Школе современной пьесы. «Задняя часть слона» в постановке Греты Шушчевичуте по тексту Андрея Райкина – история маленького человека, принудительно ставшего винтиком огромной государственной машины и живущего в реальности, сошедшей с наших новостных лент: вокруг него протестные митинги, бесконечная перекладка асфальта и плитки, произвол силовиков и непрерывная борьба с коррупцией.
Актёр кукольного театра из российской глубинки Матвей Запорожец однообразно прожил свою серенькую жизнь, 30 лет играя заднюю часть слона, но вот-вот наступят перемены – его молодая жена задумала эмигрировать в Израиль, где его ждёт головокружительная карьера – он будет наряжаться в костюм Микки Мауса и развлекать местную публику. Герой уже сидит на чемоданах, но внезапно к нему домой заявляются люди из «органов»: оказывается Матвей как две капли воды похож на беглого губернатора-вора Харюгина, и теперь он должен послужить Родине и, наконец, раскрыть свой актёрский талант. Отказаться нельзя – иначе предстоящий Израиль может запросто превратиться в места не столь отдалённые. И Матвей окунается в авантюру!
Главную роль исполняет народный артист РФ Юрий Чернов. Он очень правдоподобно предстаёт человеком в стеснённых обстоятельствах, испытывающим колоссальное давление извне. Ему никуда не деться с тонущего корабля своей жизни, а участвовать в этом фарсе ох как не хочется. Тем не менее судьба в лице людей в погонах сводит его с чиновниками-подельниками беглого Харюгина с говорящими фамилиями Погромов, Чморилов, Готовая. Горе-актёр хоть и с треском проваливает возложенную на него роль с профессиональной точки зрения, но оказывается весьма убедительным в житейских вещах – новые работодатели Матвея Запорожца им очень довольны, рапортуют об успешной спецоперации, а его самого награждают высоким званием.
Основной заказчик его «работы» – полковник Сидоров (Владимир Шульга) – показан в спектакле собирательным образом добропорядочного блюстителя закона, который при этом не оставляет никакого выбора загнанному в угол человеку. Его появление в начале спектакля в костюме с широким воротником-рафом символизирует его умения всегда высоко держать голову и выигрывать в любой ситуации. Гротескно показаны подчинённые Сидорова: они безликие (у них просто нет головы), исполнительные и бесцеремонные.
Будничность истории, происходящей на сцене, а также её затерянность среди толпы подчёркивает сценография (художник Варвара Тимофеева): множество развешенной на плечиках разнообразной одежды – в ней как в густонаселённом городе растворяются и актёр Запорожец, и полковник Сидоров, и преступления чиновников. Это просто жизнь одного человека в большой стране, с множеством проблем, с уродствами и убогостями, со смехом и слезами.