«Билокси-блюз» – вторая пьеса из цикла автобиографической трилогии американского драматурга Нила Саймона. Во время Второй мировой войны Саймон записался в резерв ВВС и его распределили на базу Лоури Филд в Колорадо, где он служил в редакции газеты «The Rev-Meter» до демобилизации в 1946 году. Особенности жизни на военной базе и легли в основу пьесы. «Билокси-Блюз» – история обычных ребят, призванных в армию в разгар войны и проходящих подготовку перед отправкой на фронт.
Спектакль «Билокси-блюз» – легенда Театра Олега Табакова, впервые он был поставлен в 1987 году самим Олегом Павловичем. За долгие годы жизни спектакля юных новобранцев сыграли: Евгений Миронов, Сергей Безруков, Андрей Смоляков, Сергей Угрюмов, Алексей Серебряков, Александр Марин и другие, а командира взвода (злобного сержанта Туми) – Сергей Газаров, Владимир Машков, Александр Мохов, Михаил Хомяков. Если собрать всех, когда-либо игравших в спектакле, получится своего рода театральный батальон, который продолжает пополняться студентами Школы Олега Табакова. Главное препятствие для молодых исполнителей – неизбежное сравнение с оригинальным спектаклем, но они преодолевают его, как и подобает бравым театральным солдатам.
Особенность спектакля (и пьесы) в том, что в нем нет второстепенных персонажей. Каждый герой – яркая индивидуальность, которая становится очевидной в первые минуты и постепенно раскрывается, доходя до своего пика в финале. Знакомство с новобранцами начинается в поезде, который уже несколько дней мчится к месту назначения. В вагоне тесно и душно, под стук колес гремят двухъярусные железные койки, и ребята, от нечего делать, вяло переругиваются между собой. Они еще не знают, что этот вагон покажется им лучшим местом на земле, в сравнении с тем, что ждет их на базе. Вернее, КТО их ждет.
Сержант Мервин Дж.Туми (актер театра Табакова Игорь Петров) на первый взгляд – неадекватный и жестокий солдафон, чьи методы воспитания будущих солдат строятся на крике, издевательствах и постоянной муштре. Первые сомнения в верном понимании образа сержанта закрадываются в тот момент, когда он ест несъедобное варево из жестяной миски. Игорь Петров делает это с таким удовольствием, что становится понятно – в этой плошке вся его жизнь, другой у него не было, нет, и не будет. Он знает эту жизнь наизусть, и его методы – не природный садизм, а желание сохранить ребятам жизнь. Но в течение десяти недель подготовки эта жизнь будет похожа на ад.
Главный «летописец» этого маленького сообщества – Юджин М. Джером (Егор Сазыкин) – немного наивный и добрый парень переносит тяготы военной жизни на бумагу. Он мечтает стать писателем и, как настоящий литератор, ведет дневник, в котором описывает и события, и характеры своих сослуживцев, от которых ему, конечно же, за это «прилетит». Юджин у Егора Сазыкина получился одновременно испуганным и любопытным, к счастью, его внутренний исследователь помогает побороть страх.
Вместе с романтиком Юджином тяготы армейского существования с разной степенью стойкости переносят: задира Виковский (Денис Кириллов), простодушный хохмач Сэлридж (Юрий Сисков), фантазер Карни (Владислав Лепин), интроверт Хеннеси (Влад Окропиридзе) и интеллектуал Эпштейн (Антон Рогачев).
Именно Эпштейн, с юношеским максимализмом отстаивающий права человека, становится главным оппонентом и раздражителем сержанта Туми. Эпштейн Антона Рогачева – типичный интеллигент-ботаник с очками на веревочке, слабым желудком и обостренным чувством справедливости. Не имея большого жизненного опыта, этот персонаж, тем не менее, сформировал в себе устойчивую систему ценностей, которую и защищает вопреки физическому превосходству противника. Несмотря на раздражающее собственное мнение, он становится тем человеком, которому «исповедуется» пьяный Туми, и именно он первым начинает взрослеть.
«Билокси-блюз» комедиен и драматичен в равной степени. Грубые армейские шутки здесь соседствуют с трагическими историями и романтическими переживаниями. Хотя романтика достается только Юджину, именно ему драматург прописал любовную линию, при этом четко разделив любовь и секс. В бордель к роковой красавице Ровене (Алина Гришакова) Юджин идет за компанию, и, опять же, из любопытства. Но вера в светлое и чистое чувство не покидает его, и вознаграждается встречей с Дейзи (Дарья Горшкова), такой же юной, мечтательной и стеснительной.
Пьеса очень подходит для молодых ребят, в сущности, они играют свой возраст со всеми его особенностями и мироощущением. Может, они и не служили в армии, но понятие «система» для них уже знакомо. Попадая в новую для себя ситуацию, каждый старается проанализировать ее, найти свое место, и расставить приоритеты. История базы Билокси не столько о войне, сколько о внутренних человеческих категориях: дружбе, достоинстве, силе духа, и ежедневном моральном выборе.
Нестареющий спектакль Олега Табакова – отличная «тренировочная база» для каждого поколения молодых актеров. В нем есть все: безудержная энергия, юмор, яркие характеры, много психологии, игры и вечные вопросы бытия. Герои истории, после десяти недель тренировки, отправляются на фронт. Очень хочется верить, что герои сегодняшнего дня – студенты театральной школы – никогда не узнают, что такое война.