10 историй и более 40 героев — энциклопедия талантливых людей, гениев, которые в обычной жизни боролись за идею и шли за мечтой, иногда предавали из зависти и амбиций и были преданы по глупости. Театр им.Вл.Маяковского (сцена на Сретенке) выпустил финальную премьеру этого сезона — «Новаторы».
Спектакль содержит документальные истории о компьютерных гениях XIX-XX веков. Зрителям расскажут о жизни Ады Лавлейс, Чарльза Бэббиджа, Джона Мокли, Джона Атанасова, Грейс Хоппер, женщин-программистов ENIAC, Алана Тьюринга, Стюарта Бранда, Алана Кея, о рождении Apple, Microsoft, Linux и многом другом. Порой это были незаслуженно забытые имена и уникальные разработки, невоплощённые в жизнь.
«Новаторы» — четвертый проект Студии-OFF (студия документального и сочинительского театра). Режиссер Никита Кобелев и сами молодые артисты принимают непосредственное участие в создании спектакля: всё возникает в процессе работы, готового текста нет, нет правил, а есть свобода творчества, основанная на фактах. Создатели спектакля такие же новаторы в своей области, и для этого явления точно подходят слова первой программистки Грейс Хоппер (Наталья Палагушкина): «Если что-то хотите сделать, то идите и делайте — вы всегда успеете оправдаться позже».
Кто такой новатор? Возможно фанатик, который отказался от всего, живёт в двоичном коде, помешанный на разработках. Или вдохновляющий пример страстного увлечения наукой и неугасимой жажды познания. Ответы будут появляться в ходе спектакля, а полученные знания могут натолкнуть кого-то на раскрытие собственного таланта.
Сценография (Мариус Яцовскис) подробная, но совсем не вычурная. Чёрные столы, стулья, лампы — источник «синего света». В центре сцены яркие перфокарты, будто раскрытый ноутбук. Над артистами световая рамка, напоминающая границы монитора.
Образы артистов хореограф Катерина Незванова украсила пластичными танцами и движениями рук. Работа дым-машины помогала делать акцент на освещении света/лазера. Идеи для костюмов (Марина Бусыгина) взяты с настоящих фотографий самих изобретателей (новаторов), добавлены диалекты в речи, мимика, грим, и актёры перевоплотились до неузнаваемости в нового персонажа другого века.
Видеохудожник Илья Старилов провёл большую работу — с помощью компьютерных технологий, наложения нескольких видео друг на друга, он добавил в спектакль эффект документального кино. Вот один изобретатель (Роман Фомин) рассекает по волнам, другой несётся в потоке мыслей на машине (Евгений Матвеев), виртуальные декорации позволяют менять место действия с любой быстротой.
Актёрам поручают и роль операторов: они поочерёдно проводят съёмку друг друга, сохраняя диалоги и проецируя для зрителя эмоции. Можно представить, что такие записи, как «записки в бутылке», и будут переданы будущим поколениям. «Могут ли машины мыслить?» — возникает вопрос в ходе спектакля. На это справедливы слова Ады Лавлейс (Зоя Кайдановская) из книги Лори Уоллмарка: «Аналитический двигатель не способен на собственную мысль, зато он выполнит наши команды, если мы их правильно сформулируем». И, если мы верно оформим мысли, то окажемся значимы в истории. Например, британский математик Алан Тьюринг (Алексей Сергеев) разгадал немецкую шифровальную машину «Энигму» и спас этим тысячи жизней во время Второй мировой войны.
Зрители поддерживали артистов бурными аплодисментами; было ощущение, что зритель – часть процесса: артисты общались с залом то вопросом, то улыбкой. Документальный театр – серьёзное явление, не просто спектакль, развлечение или шоу. Можно предположить, что это НаучПоп для узкой аудитории, но за каждым открытием был сам человек, личность, семья, добрые истории и недопонимания – зритель погружен в жизненные ситуации, и становится понятнее слушать о цифрах, транзисторах, вычислительных машинах и компьютерах. Сложная научная тема простым языком – то, что нужно в Год науки и технологий.
Ольга Парфенова