Спектакль «Мейерхольд» приехал в Москву на фестиваль «Уроки режиссуры» в рамках биеннале театрального искусства из Санкт-Петербурга. Режиссером спектакля и автором пьесы выступает Роман Габриа.
Пять лет из жизни великого режиссёра (1934-1939), сложенные Романом Габриа в сюжет на основе писем и документов, представляют три актера. На фоне конструктивистских проекций – сам Мейерхольд (А. Журавин), Зинаида Райх (А. Данишевская) и третий – Михаил Чехов/завлит театра/гэбист (С.Мендельсон). Поскольку режиссёр одновременно и автор постановки, важен выбор эпизодов из жизни ВЭ и выстроенный контекст — драматургия спектакля была в том числе и в этом.Эволюция героев видна по тому как менялись парики и жесты, осанка, речь, а многоликий третий персонаж прошёл путь – от восторженного почитателя до убийцы.
Странным образом, несмотря на точные, яркие образы Райх и Мейерхольда (с почти портретным сходством), на первый план выходят другие/многие и именно они решают их судьбу. И безымянный третий пытается обсудить со зрителям границы свободы режиссёра. В этот вечер зрители высказались за полную свободу художника, но, как известно, так происходит не всегда.
Точно решенная сценография — несколько конструктивистских панелей задника становятся экранами, картинами авангардистов, афишами, доской объявлений. Биомеханика во всей красе.Эпизоды есть совсем хорошие — вот с Михаилом Чеховым в Берлине, как он ему рассказывает о строящемся театре, приобняв, стоя спиной к залу и глядя на блеклую проекцию фото проекта театра будущего на Триумфальной (чтобы через раздвижную крышу садился на сцену аэроплан). Зовет в Москву; тот не поехал.
«Ревизор», «Лес», «Командарм» и «Великолепный рогоносец» — личный мартиролог ВЭ, который он перечисляет уже будучи убитым; этот же перечень — на демонстративно разорванной афише (третьим имяреком) в конце. К герою вернулось (но только в виде трагедии) то, с чего он начинал — с гомерическим смехом рвал афишу с «Чайкой» в начале спектакля.
Вообще, это отвага большая что-то в театре делать про Мейерхольда. Все в материале, гений, основатель, а тут «Всеволод Эмильевич не любит людей» и «спектакли у него по пять часов идут». Что правда.
Автор: Анастасия Гуковская