В рамках Международного Большого Детского фестиваля Красноярский ТЮЗ порадовал московского зрителя своими постановками. Москвичам посчастливилось увидеть спектакль «Хроники Нарнии. Конь и его мальчик» (режиссёр – Роман Феодори), участвующий в конкурсной программе фестиваля. Показ состоялся на сцене Московского Губернского театра, сцена которого окрасилась в яркие краски детской фантазии и наполнилась волшебством.
В основе спектакля – пятая книга саги Клайва Льюиса, инсценировку сделала драматург Ярослава Пулинович. Действие разворачивается в приюте, где знакомятся любопытные, шаловливые и жизнелюбивые девочка и мальчик. Отказавшись подчиняться строгим правилам приюта, они оказываются запертыми в холодном подвале, где чтобы скоротать время и не закоченеть, придумывают жизнеутверждающие истории, главными героями которых являются они сами.
Придуманный мир полон приключений и маленьких и больших побед: мальчик – сын рыбака – убегает от своего придирчивого отца и узнаёт, что на самом деле он – сын короля; девочка, бежавшая от перспективы брака по расчёту, становится личностью исторического масштаба, участвуя в предотвращении большой войны. Верными спутниками юных беглецов становятся прекрасные говорящие лошади, а преодолеть все препятствия помогают чудесные добрые люди. Победы в вымышленной истории становятся катализатором революции местного масштаба в реальном приюте, где дети начинают бороться за свою индивидуальность.
В спектакле всё происходит стремительно: за два часа действия юные герои успевают побывать в трёх сказочных странах (Тархистан, Орландия, Нарния), при этом не потеряв связи с местом своего заточения. Противопоставление серых будней и интересных обстоятельств детской фантазии ярко выражается визуальными и сценографическими средствами (художник – Даниил Ахмедов, художник по свету – Тарас Михалевский): в подвале (то есть в несправедливой жестокой реальности) темно и можно лишь различать силуэты детей, а в сказке всё предстаёт будто в диснеевском мультике – захватывает дух от буйства красок, завораживает плавность и красота движений.
Актёры немногословны – большое значение в спектакле уделяется взаимодействию, движения и жесты будут повыразительнее длинных монологов: здесь можно считать детскую влюблённость девочки и мальчика (Елена Кайзер и Юрий Киценко), взаимную симпатию говорящих отважных лошадей (Елена Половинкина и Анатолий Малыхин), мудрость и юмор здравомыслящих фавнов (Виктор Буянов и Ренат Бояршинов), недопонимание в королевской семье (Александр Дьяконов, Марина Бабошина, Светлана Косульникова).
Через быструю смену картинок – эпизодов действия – чувствуется как в нафантазированной сказке кипят страсти, развиваются конфликты, взрослеют герои. И чудесным образом все чувства, силы и энергии становятся направлены на борьбу добра со злом, а эйфория от вымышленной победы в итоге переносится в реальную жизнь.