Издревле в Тулу люди ездили за самоварами, пряниками да белевской пастилой. Стандартно прокатиться на автобусе по центру города, увидеть из окна все достопримечательности под профессиональный рассказ экскурсовода, закупиться пряниками и отчалить домой предлагают все турагентства города и близлежащих областей.
И только местным креативщикам и блогерам, как всегда, хочется чего-то особенного: удивить, поговорить, показать то, что никто, кроме них открыть для гостей города и не осмелится. Звезда тульского блоггинга под претенциозным ником Аскольд Prостой (Артем Васюков) берет инициативу в свои руки! Пусть он не силен в истории и архитектурных стилях, не беда, что всю дорогу при туристах беззлобно переругивается со своей помощницей (Женя Цветная) и шпыняет местную блаженную Агафью (Юлия Ширина) – главное, что на помощь себе он призвал настоящих экспертов-краеведов, архитекторов и даже исторических персонажей давно минувших столетий.
Непривычный театрально-интерактивный формат экскурсии-буфф разработан истинными профессионалами, людьми увлеченными и вовлеченными в историю. Сценарий и тексты необычного ток-шоу написал известный московский культуролог, историк-урбанист, научный сотрудник музея Москвы Сергей Никитин-Римский. Именно ему принадлежит неологизм «русскошь» – удивительно емкое понятие, в котором объединяются рухлядь и роскошь, русское и кошмарное, одним словом, все то, что предстоит увидеть любителям старины и культуры.
Блогер Аскольд, симпатяга-провокатор и всезнайка-раздолбай, проведет свою разношерстную компанию по тем маршрутам, где и не ступала нога традиционного экскурсовода. От рухляди – полуразрушенных дворцов, ворот, купеческих домов, по пустырям через живописные «заброшки», по задним дворам с покосившимися домишками маршрут пройдет к роскошным особнякам шикарно отреставрированной улицы Металлистов (бывшей Пятницкой). Сопровождать героя в этом странном и захватывающем путешествии из прошлого в настоящее Тулы будет группа экспертов, роли которых предстоит исполнить всем участникам экскурсии. «Выход на сцену», разумеется, абсолютно добровольный: можно остаться простым зрителем и обеспечить массовку шоу. Зато тем, кто, возможно, первый и единственный раз в жизни осмелится примерить на себя актерскую личину, нешуточно повезет. Экскурсанты получат не крошечный эпизод и не роль молчаливого статиста, а то, о чем, порой, долго мечтают артисты-профи: большой выход со словами! Роли архитекторов, искусствоведов, краеведов, купцов, цариц, журналистов, блогеров, жителей Тулы позапрошлого века разлетаются, как тульские пряники. Персонажей авторы экскурсии-буфф подбирали среди исторических деятелей, горожан, проживавших в Туле два столетия назад, и наших современников. Оригинальные тексты добывались из архивных документов, поэтому речь героев спектакля иногда звучит по-старинному неуклюже, но очаровательно и правдиво.
Дальше новоявленные актеры могут творить, выдумывать, пробовать, тем более что и сама жизнь включается в «живую» экскурсию со своими импровизациями. Прохожие, дворники, водители поливальных машин охотно присоединяются к спектаклю-бродилке, даже не подозревая, что они стали его невольными участниками.
В основе иммерсивной постановки лежит не только прописанный автором сюжет, но и актуальная концепция, соединяющая старину и современность, склоняющая к раздумьям, провоцирующая дискуссии. Аскольд задает экскурсантам животрепещущий вопрос, который активно обсуждается всеми «экспертами» во время прогулки по улочкам и дворам старой Тулы. После неутомительного похода туристов-артистов ждет чаепитие с баранками, во время которого дискуссии на тему сохранения старины становятся горячими, как кипяток из самовара. Такой своеобразный подход к постановке буквально интегрирует спектакль в жизнь и порождает некий новый, пока малоизученный жанр театрального искусства, когда пьеса пишется и исполняется самими участниками действия «здесь и сейчас», никогда не повторяясь.
Как каждый порядочный спектакль, «Тульская русскошь» имеет свой саундтрек. Современные композиции с оттенком психоделики являются авторской музыкой Сергея Никитина-Римского, написанной при участии Александра Гренкова, очень точно отображающей суть происходящего. Экскурсанты вооружаются наушниками, чтобы через смартфоны-телефоны подключать треки по команде помощницы Аскольда. Дайвинг по старинной жизни становится объемным и целиком затягивающим в воронку прошлого.
В создании диковинного путешествия-исследования тульской старины приняли участие местные краеведы, работники музеев, актеры ТЮЗа, культурологи и продюсеры. Они продолжат опекать проект, а значит, на каждой экскурсии среди участников обязательно будет специалист, который умеет рассказать о городе то, чего не знает больше никто!