10 октября, в свой день рождения, режиссер Дмитрий Крымов представил публике новый спектакль «Борис», по мотивам исторической драмы Пушкина «Борис Годунов».
«Последние 15 лет отмечаю день рождения премьерами, – сказал Крымов. – Началась эта традиция со спектакля «Недосказки», который я сделал со своими студентами, и решил устроить премьеру в день рождения. Мне тогда исполнялось 50 лет. С тех пор все мои спектакли, которые я сделал и в театре «Школа драматического искусства», и в других театрах, выпускались в день моего рождения. Чтобы тостов не было, чтобы стол не накрывать. Все приходят, смотрят спектакль, чокаются, и вроде не за тебя, как-то легче складывается ситуация. Мне нравится».
Площадкой для спектакля стал второй корпус Музея Москвы, бывший изначально провиантским складом, а в советское время – гаражом правительственного транспорта. Приложив немало усилий, чтобы открыть тяжелую створку ворот, зритель попадает в огромное пространство неотделанного помещения с цементными полами и частичной кирпичной кладкой на стенах. Места для публики и площадка спектакля кажутся крошечными вкраплениями жизни в этом гигантском пустом здании. Не добавляет оптимизма и выставка бутафорских гробов, друг за другом расположенных недалеко от сцены. После первого шока, выясняется, что выставка – тоже часть спектакля. Чтобы объединить театральную постановку с эпохой Ивана Грозного и Бориса Годунова, режиссер и хранители музея подобрали более тысячи артефактов: церковную утварь, детали кожаной обуви, керамику, трубы из дерева и побывавшие в пожаре изразцы. К историческим предметам добавили участвующий в спектакле реквизит (те самые пугающие гробы).
Рядом с выставкой площадка, перетянутая волейбольной сеткой, на которой дети в шапках и куртках с чужого плеча пинают мяч. Повисший в воздухе вопрос «чьи это дети и что они здесь делают» решится с началом спектакля. На основной же сцене нет ничего, кроме красного рояля да нескольких стульев.
Спектакль начинается с вступления Бориса на престол. Даже не с вступления, а то ли с корпоратива по этому случаю, то ли с отчетного концерта в детской музыкальной школе. Борис (Тимофей Трибунцев), в строгом черном костюме и красном галстуке, благосклонно выслушивает поздравления бояр (а может и министров) в виде любовной лирики Пушкина, прочитанной через пень колоду (ну а что вы хотели от министров?). Поток льстивых речей прерывается поклонением тем самым гробам, однако поклонением это с трудом можно назвать. Подручные новоиспеченного царя выволакивают на сцену гробы с останками прежних властителей, которых Борис, обходя по очереди, довольно своеобразно представляет публике. По окончании «поклонения» гробы, чуть ли не ногами, отпихивают на прежние места.
Во всем этом нескончаемом корпоративе большинство зрителей увидели политическую сатиру, хотя режиссер всячески от этого отнекивается. Крымов утверждает, что создавал спектакль о человеке, получившем власть «не по чину», чужом среди верхушки правящих, но обладающем невероятной силой и энергией, чтобы прорваться наверх и разметать эту самую верхушку. В спектакле, в этой самой верхушке нет ничего величественного, и сам Борис и бояре-министры упрощены донельзя.
Точно так же Крымов упрощает и Марину Мнишек (Паулина Андреева). У него она – просто случайно проходившая мимо обыкновенная тетка, которая с сумками тащится с работы, разговаривая по телефону с захворавшим сыном. С Борисом они долго обсуждают рецепт борща, Марина рассказывает матерные анекдоты, кидается яйцами и делает селфи с царем.
Любимая соратница Крымова – Мария Смольникова играет Лжедмитрия, и это, на мой взгляд, главная удача спектакля. Щуплый подросток в вязанной шапочке и чудовищными дефектами речи из-за брекетов, Лжедмитрий – просто пацан в пубертатном периоде, не знающий, куда девать свою негативную энергию. Из-за ощутимой разницы в росте актрис, дуэт Марины и Лжедмитрия выглядит еще более комичным, а всем известная сцена в замке воеводы получилась просто блестящей.
Помимо основных персонажей, в спектакле принимает участие Академический хор ветеранов «Москворечье», довольно, колоритный, надо сказать. Хор исполняет то «Облака плывут, облака» Галича, то Besame Mucho. А поэт Герман Лукомников (Юродивый) помимо всего прочего дает советы как похудеть и демонстрирует свои победы на поприще диет.
Самый беспристрастный персонаж спектакля – ворон. Да-да, настоящий живой ворон, большой и страшный. Какие ассоциации у русского народа с этой птицей? Правильно —
«Черный воооорон, что ж ты скаааачешь….на моем рояле»
При минимализме декораций, благодаря неуютному пространству зала с кирмичными стенами, получается красивый спектакль, где каждая деталь — отдельный герой. Крымов воссоздает что-то историческое, но проводит параллели с современным миром, делает спектакль для тех, кто живёт настоящим, но не забывает оглядываться в прошлое, в котором много страшного и неприятного. Он выворачивает образы героев, и в этом художественном капустнике почти нет Пушкина, зато есть жизнь и Москва. Москва, которая затягивает тебя, как только выходишь со спектакля. Москва, в которой тоже есть цари, только не коронованные.
Текст: Анна Смолякова
Фото: Ксения Угольникова