Директор элитной региональной школы и два её заместителя собрались ночью в школе, чтобы решить судьбу ученика, задержанного на протестном митинге. Этой бурной ночью смешались политика, образование, семейные ценности, а понятия морали, чести и достоинства претерпели трансформацию в голове каждой из героинь… В Школе современной пьесы режиссёр Иосиф Райхельгауз выпустил спектакль по одноимённой пьесе Олега Маслова «Бешеный хворост», где всего за несколько часов видимая стабильность сменяется истеричной неустойчивостью, отцы (педагоги) так и не понимают детей, а ради достижения цели в ход идут самые отвратительные средства.
Школьник-сирота Филиппов (Рузиль Минекаев) попал в руки правоохранителей на митинге в поддержку Навального, его товарищ благополучно сбежал, и Филиппов теперь отдувается за двоих «на ковре» у директора школы Зинаиды Сергеевны (Татьяна Веденеева). Ей во что бы то ни стало нужно узнать имя второго виновного, и исключить обоих посетителей митингов – нужно освободить два места для учеников, которых хочет пристроить в образцовое учебное заведение губернатор региона. Времени для «дознания» в обрез: к утру! На помощь директрисе приходят два её зама: Валентина (Татьяна Циренина) и Наталья (Ольга Ломоносова) – женщины, разные по темпераменту и жизненному опыту, но дорожащие своей хорошей работой и дружбой с Зинаидой Сергеевной, которая уже без пяти минут областной министр образования. Но и это «без пяти» сейчас может сорваться из-за нерадивого ученика, который никак не «колется».
Действие разворачивается посреди зрительного зала (зрители располагаются с обеих сторон от сцены). Красная дорожка, окно, через которое доносится шум улицы и директорский сейф, который по ходу действия становится буквально сундуком с сокровищами, – вот и вся сценография. Но этого достаточно, ведь скудность школьных пожитков заменяют богатая фантазия педагогов, не способных остановиться перед препятствием в виде несгибаемости ученика, и многочисленные скелеты из шкафа, которые вываливаются и вываливаются на протяжении спектакля.
Банальные запугивания об исключении из школы, испорченной репутации и отсутствии перспектив в маленьком городе, а также лживые обещания светлого будущего никак не действуют на Филиппова, не желающего сдавать своего товарища. Предложения денег и айфона сына одной из замов не продвигают педагогов ни на шаг ближе к цели. Более успешным методом ставится секс с одной из замов, но впоследствии выясняется, что Филиппов солгал, поставив в неловкое положение не только весь педагогический коллектив, но и спровоцировав цепочку прочих событий в непростых взаимоотношениях в этом коллективе: здесь случайно всплыла сексуальная связь Валентины с сыном Натальи. Последний козырь – подготовленные уже давно директрисой документы на усыновление ею Филиппова – не только не позволяют узнать имя друга, но и толкают ошалевших женщин уже на противоправные действия.
Филиппов предстаёт просто пионером-героем, которого не волнуют ни искушения, ни пытки. Он просто гнёт свою линию, имея определённый план (весьма смутный) в голове по поводу своего будущего. Юношеский максимализм граничит с незнанием жизни, но его подстёгивает тот факт, что ему в принципе нечего терять: он сирота, живёт с бабушкой, в богатстве не купается, звёзд с неба не хватает. Любопытство и цинизм подталкивают его на некие сделки, например, на секс с Валентиной, а последующее враньё о том, что якобы сын Натальи Денис (Александр Сеппиус) был с ним на митинге, вводит ту просто в ступор, и на короткое время даёт возможность Денису освободиться от гнёта матери.
Однако никуда Денису не деться ни от неё, ни от элитной школы, ни от рамок, в которые его загнало положение сына заместителя директора. Он видит насквозь свою мать, которая самыми разными способами нашла себе и своей семье место под солнцем, ворует у неё деньги, крутит за её спиной шашни с её же коллегой, тайно находит в интернете своего настоящего отца. Но не имея запасного аэродрома и денег, он может лишь наивно рассуждать о том, что уедет в Питер к отцу, у которого «квартира шикарная на Лиговском», но всем обязан своей надоевшей матери.
Она, Наталья, бесконечно истерит, решает многие вопросы силой, но знает, где нужно промолчать и подстроиться. В погоне за видимым благополучием в виде материальных благ и устроенной, но не счастливой личной жизни, она упустила момент, когда её сын так от неё отдалился, коллега не стала считаться с её материнскими чувствами, а директриса начала собирать на неё компромат, который невзначай предъявила, когда вся стабильность и так в один момент приблизилась к тому, чтобы рассыпаться как карточный домик.
Валентина – полная противоположность Натальи. Тихая, скромная, целеустремлённая, податливая, мечтающая о тихом семейном счастье, но пока ей под руку попадаются лишь бунтующие подростки. Этой неспокойной ночью ей приходиться не легче, чем другим, но в итоге ей проще принять решение: она моложе и свободнее. И она первая понимает, что из школы можно просто уйти, а заодно и перестать фальсифицировать выборы, участвовать в директорских финансовых махинациях с патриотическими организациями и строительством храмов.
Тяжелее всего Зинаиде Сергеевне. У неё есть работа, идеальная репутация, связи с важными людьми этого города, целый миллион рублей в сейфе, но нет родных, друзей и плана на жизнь, если её карьера однажды закончится. Мечта об усыновлении сироты, её надежда на то, что, совершив доброе дело, она обретёт родную душу, рушатся, столкнувшись с твёрдой как стена позицией подростка. Но именно эта позиция сеет в её душу зёрнышко сомнения, так ли надо жить эту жизнь.