Весь мир и пара новеньких коньков, спектакль «Андерсен навсегда», дом-музей Марины Цветаевой

Весь мир и пара новеньких коньков, спектакль «Андерсен навсегда», дом-музей Марины Цветаевой

Премьера первого в мире иммерсивного спектакля для всей семьи «Андерсен навсегда» состоялась 23 февраля в Доме-музее Марины Цветаевой. Постановка готовилась на базе арт-платформы Московского продюсерского центра под руководством Дмитрия Бикбаева, участие в ней приняли ученики его театральной студии «15».

Настроение спектакля начинается еще за пределами музея, ведь, хотя Москва и не Копенгаген, но ее уютные кривые переулки с разноцветными домиками — тоже будто из сказки. Сам дом-музей великой поэтессы изначально приспособлен к восприятию волшебства. Особняк складывается из старинных лестниц с гнутыми перилами, крохотных помещений и лабиринтов. В его подвальном «Кафе поэтов» можно отведать необычные сладости, приготовленные к выходу спектакля, а среди гостей спокойно существуют, гуляют, бегают и чинно прохаживаются его персонажи. Это их мир, в который они охотно приглашают детей и взрослых, очарованно ожидающих чуда.

Иммерсивный театр — явление модное, но в случае «Андерсена» еще и самое практичное. Что может быть лучше для детей, чем погружение, непосредственное вовлечение в спектакль? Не нужно сидеть в зале, а можно опуститься прямо на пол, можно потрогать персонажей руками и даже самому поучаствовать в действии! Для малышни это восторг, для взрослых — отсылка к детству и просто отличный релакс.

Подготовили необычную постановку автор и художественный руководитель проекта Дмитрий Бикбаев и режиссер Ксения Самодурова — абсолютный победитель международной театральной программы «ТеатрONstage». Разделенные на две команды посетители отправляются в сказочное путешествие. В каждой комнате их ждет встреча с героями Андерсена. Известно, что датский сказочник придумал особый жанр рассказа своих историй: в них он разговаривает с детьми так, будто они сидят перед ним, а не читают книжку. Именно этот принцип и был концептуально развит авторами спектакля.

В каждой своей сказке писатель создает волшебный антураж, увлекательный для ребенка, но подоплека его произведений всегда глубоко философична, и понять их суть могут лишь повзрослевшие дети. Со скандинавской бестрепетностью Андерсен нередко погружает читателя в события жутковатые и отнюдь не сказочные, заставляя детей взрослеть, а взрослых задумываться о насущном.

Создатели спектакля смягчили печальные моменты знаменитых историй, снабдили постановку отличными авторскими музыкальными номерами (композитор Арсений Черниченко), сопроводили настоящим оркестром. Музыканты следуют за героями и зрителями с этажа на этаж, из зала в зал, появляясь там незаметно, как и полагается в сказочном мире.

Рассказывает сказки удивительно красивая актриса Екатерина Рокотова — настоящая Снежная королева. Разыгрывают действие на редкость талантливые ученики театральной студии «15». Работают ребята совершенно по-взрослому: играют роли, поют и танцуют с непередаваемой верой в обстоятельства и грацией олененка Бэмби. Играть юным исполнителям приходится не только детей. Они отлично справляются и со взрослыми ролями старой королевы или жениха с невестой, вполне умеют убедить зрителей в том, что Оле Лукойе вовсе не домовенок-сказочник, а прелестная юная леди-сказительница. 

Спектакль завораживает любую возрастную категорию, всех его неожиданностей не перечесть, да и не стоит. «Чтобы быть счастливым, надо просто быть счастливым»,—  именно эту нехитрую истину доносят до зрителей сказочник Андерсен и актеры. Надо смотреть, надо верить, отпустить все заботы и оказаться в  атмосфере предрождественского чуда, даже если на дворе уже весна. Тогда взрослые точно смогут обрести весь мир, а дети получат еще и пару новеньких коньков в придачу, ведь взрослым всегда хочется большего, а малыши умеют быть практичными в своих желаниях.  Единственное, чего делать совсем не хочется — это покидать волшебный сон сказок Андерсена.