Для нас самое главное – показать человеку, что он нужен. Нужен не только как зритель театру, но нужен этому миру, этой жизни. Мы должны пройти долгий путь к человеку, возвысить его, пожалеть, любить.
Римас Туминас
20 января родился великий Мастер театра – режиссер Римас Туминас. Его спектакли чисты, как первый снег и наполнены нежностью и любовью не только к героям и зрителям, но и ко всему миру. В современном театральном пространстве, где все чаще душу заменяет антураж, Римас Туминас остается той крепостью, за стенами которой тепло и покойно, где на первом месте всегда человек, где любовь разлита в воздухе, а на самой высокой башне реет флаг надежды.
В этой статье – краткий обзор спектаклей Мастера, которые можно увидеть на сцене Театра Вахтангова.
«Дядя Ваня»
Эпиграфом к спектаклю могло бы стать слово «жалость», но не в уничижительном значении. Здесь жалость – трогательное, чистое и даже какое-то детское чувство, которым Римас Туминас наполнил постановку до края. Как жаль, что все так вышло, как жаль, что не будет по-другому. Этот спектакль – лекарство от страха: страха жить, страха быть непонятым, страха собственного несовершенства и боязни потерпеть поражение. Это предупреждение о том, что жизнь не бесконечна, и каждый ее миг стоит наполнить не только прекрасными мечтами, но и движением вперед.
Статья и фоторепортаж о спектакле
«Маскарад»
Восхитительный, чарующий, абсолютно гипнотический спектакль – от поднятия занавеса и до финальных аккордов знаменитого вальса Арама Хачатуряна. Музыка и снег – кажется, эти стихии и есть главные действующие лица спектакля. Здесь все не то, чем кажется, здесь бродят люди-медведи, в Неве обитает чудо-юдо рыба-кит, персонажи говорят без слов и взбираются на стены без лестниц. Здесь царят зима, холод и снег. Здесь все на контрасте: черное и белое, добро и зло, молодость и старость, любовь и ненависть, он и она…
«Ветер шумит в тополях»
Пьеса французского драматурга Жеральда Сиблейраса о трех ветеранах Первой мировой войны, доживающих свой век в доме престарелых, написана для тройного бенефиса. Именно так и ставит ее Римас Туминас, немного отступая в тень и выдвигая на передний план «его величество» актера. Максим Суханов, Владимир Симонов и Владимир Вдовиченков – артисты в полном расцвете сил – играют дряхлых стариков без горестного пафоса, а напротив – с юмором, нежностью и любовью к человеку.
«Евгений Онегин»
С первого показа спектакль влюбил в себя московских зрителей, а затем и всю Россию. Но его триумфальное шествие не остановилось. «Евгений Онегин» объездил почти весь мир и собрал все возможные театральные премии. Фантастически красивый и фантастически раздвоенный – от главных героев до сценографии – спектакль, вобравший в себя весь цвет вахтанговской труппы, обнаруживает новые грани в знакомом всем с детства произведении, а главное – в его героях.
Статья о спектакле
Фоторепортаж
«Улыбнись нам, Господи»
Пронзительный разговор о семейном одиночестве и разобщенности поколений на примере трех стариков, отправившихся в долгий путь в надежде спасти сына одного из них. В этой работе Римаса Туминаса слышатся отголоски детства, воспоминаний о родителях и непростой жизни. А блестяще исполненный герой Виктора Сухорукова стал олицетворением надежды и веры, не только в Господа, но и в человека.
Статья о спектакле
Фоторепортаж
«Минетти»
Отчаянный театр некогда знаменитого актера, осознающего свое забвение. Последний монолог, страстный и горький, в котором есть все: и мания величия, и безумие, и оскорбленное самолюбие, и тоска, и страх. На берегу холодного северного моря, в захудалой гостинице Бернхард Минетти прощается с миром, которому он не нужен. Блистательный Владимир Симонов играет в этом спектакле, вероятно, самую трагическую свою роль.
«Царь Эдип»
Спектакль, премьера которого состоялась на сцене древнейшего из ныне действующих амфитеатров в Эпидавре (Греция), Римас Туминас представил в виде исповеди главного героя. Его Эдип – воплощение человеческой силы, достоинства и чести, показательный пример мужественного признания собственной вины. «Царь Эдип» – дань памяти ушедшим поколениям, для которых честь была превыше всего, а уход от ответственности за свои действия считался низостью.
«Фальшивая нота»
Непростая тема Холокоста в этом спектакле представлена в виде своего рода дуэли двух персонажей: дирижера Миллера (Алексей Гуськов) и меломана Динкеля (Геннадий Хазанов). Это противостояние вселенского масштаба: в постановке две сценических плоскости, два времени, рай и ад, Бог и человек. Между этими полюсами мечутся две раненые человеческие души в поисках покоя и примирения.
Статья о спектакле
«Война и мир»
В масштабной постановке к 100-летию Театра Вахтангова, Римас Туминас не изменяет себе: все так же на первом плане человек, его душа и мысли, существование в независящих от него обстоятельствах, борьба или признание собственного поражения. Этот пятичасовой спектакль, возможно, самый сценографически лаконичный в творчестве Мастера, прямое доказательство того, что гений не нуждается в мишуре, а истинный театр не в эпатаже и новых технологиях, а прямо здесь, в твоем сердце.
Фоторепортаж