Следователь-важняк Исса Давыдов (Нико Тавадзе) празднует повышение по службе. На дворе 1991 год. Десять лет назад Давыдов начал охоту на маньяка, успешно завершенную поимкой двух братьев-близнецов, уже осужденных и казненных. Один телефонный звонок разрушает все усилия, а в итоге и жизнь героя – в деле появляется выжившая жертва, а значит казнили невиновных и нужно все начинать сначала.
21 апреля на отечественный экран вышел триллер Ладо Кватания «Казнь».
Детективы в стиле нуар не являются баловнями российского кинематографа. В этом жанре у нас предпочитают снимать комедии, и даже знаменитые балабановские «Жмурки», хотя и с криминальной подоплекой, все же тяготеют к комедийной эксцентрике нуарных 90-х. Дебютная полнометражная работа признанного клипмейкера Ладо Кватания – чистейший образец «черной» детективной истории, имеющий очевидные параллели с лучшими картинами этого жанра в южнокорейском и европейском кинематографе.
К достоинствам фильма относим его художественные качества. Автор не пытается копировать эталонные образцы, такие как «Воспоминания об убийстве» (2003 реж. Пон Чжун Хо) или «Зодиак» (2007 реж. Дэвид Финчер), но, признаваясь в любви к фильму «Молчание ягнят» (1991 реж. Джонатан Демми), умело создает нужную стилевую атмосферу на основе реалий советской жизни конца 80-х – начала 90-х. Это то, что зритель считывает в первую очередь: морок, неустроенность, привычная разруха, неразбериха, грязь в каждом интерьере, равно, как и в головах. Создание этой впечатляюще-правдивой ауры времени и места – несомненная заслуга всей команды, сработавшей «единым фронтом». С пониманием задачи выставленный свет и ретровая туманность кадра оператора Дениса Фирстова, точность бытовых деталей и цвета в работе художника Дмитрия Онищенко, нагнетающая напряжение музыка Кирилла Рихтера образуют убедительную художественную канву для выразительных актерских работ.
Грузинский актер Нико Тавадзе как нельзя лучше соединяет в своем герое невероятное обаяние и жесткость, целеустремленность и рефлексивность, уверенность и растерянность, работая на психологизм образа. С ним в паре работает молодой следователь Иван Севастьянов (виртуозная работа Евгения Ткачука) – типичный советский трудяга, настоящий русский Иван, упертый и безбашенно смелый, оправдывающий цель любыми средствами. Даниил Спиваковский (Мирон), который изрядно поднаторел в ролях маньяков и персонажей «не от мира сего», в «Казни» мощно концентрирует в одном герое весь свой богатый опыт игры психо-безумцев. Женские роли достались признанным звездам – нервической Юлии Снигирь (Вера), эксцентричной Елене Морозовой (Григорьева – интересно, что это подлинная фамилия самой актрисы), юной красавице Аглае Тарасовой (Кира), как обычно уверенно-точной Виктории Толстогановой (Надежда).
Воплощая на экране постулат, что «лучшая правда – это полуправда», Ладо Кватания достоверно соединяет в сценарии реальные события с художественным вымыслом. В серийных маньяках как внешне, так и фактически угадываются Чикатило и ростовский маньяк-педофил Анатолий Сливко. Известный советский следователь Исса Костоев – разоблачитель Чикатило, действительно обращался за помощью к «шахматисту» Сливко. Прототипом операции «Заслон» по взятию киношного убийцы, стала знаменитая операция «Лесополоса» по поимке Андрея Чикатило. На основу этих и других подлинных фактов режиссер накладывает личную историю «важняка» Давыдова, для которого постоянное профессиональное погружение в душевно и психически искаженный мир размывает грани между морально допустимым и невозможным.
В целом, для дебюта сильная и уверенная работа Ладо Кватания, слегка провисает в моменте, который должен был сделать ее более интригующей и оригинальной. Недоброй услугой фильму стало его нелинейное повествование. Состоящий из семи глав, не имеющих ни малейшего отношения к семи грехам, как это было в известном фильме Финчера «Семь», сюжет постоянно переносится из 1981 в 1991 год. События бесконечно наслаиваются одно на другое, пересекаются, рвутся, пытаясь интерактивно вовлечь зрителя в расследование. Многослойность и многомерность нескольких историй кряду, в конце концов, утомляют и запутывают сложными узелками авторского киномакраме. Сам по себе довольно длинный и, к тому же намеренно спутанный рассказ, в определенный момент начинает тормозить восприятие, становясь попросту скучным. Тут, вероятно, сказывается клипмейкерский опыт режиссера, которому привычней доносить информацию маленькими, эффектными драматическими высказываниями, чем единым полотном повествования. Однако, если в «Криминальном чтиве» Тарантино или «Шапито-шоу» Сергея Лобана нелинейность сюжета умудряется сохранить его цельность, поддерживая интригу действия, то в «Казни» натянутая нить фабулы где-то рвется и рассеивает зрительское внимание.
И все же, для любителей жанра эта новая кинокартина может оказаться весьма любопытной и совершенно точно зрелищной для всех. Для режиссера-дебютанта в полном метре «Казнь» – прекрасная заявка на большое кинематографическое будущее.