В этом году Дягилевский фестиваль на удивление щедр на интересные трансляции — здесь и концерты, и перформансы, и классика классик, и интригующие эксперименты… Торопитесь увидеть: срок хранения записей ограничен!
«Труд.Май». Перформанс в настоящем швейном цехе, посвященный поэзии труда. Нежное высказывание режиссера Сергея Ларионова напоминает об уважении к элементарному, стремясь передать тепло рук, приложенных к каждой из вещей, которые мы привыкли ассоциировать исключительно с бездушной механизацией. Портные, закройщики, конструкторы-модельеры рассказывают свои истории, делятся важным и смешным, а перформерки телесно воплощают механику швейного дела и кроят себе платья в режиме реального времени.
«Отчалившая Русь». Вокальная поэма Георгия Свиридова на поздние стихи Сергея Есенина в версии Алексея Сюмака, которая звучит свежо и необычно в том числе потому, что в композицию включается поэтическая декламация Елены Морозовой, а традиционную партию баритона исполняет контратенор Андрей Немзер. Речь и песня, музыка и текст на заднике, яркая образность поэзии и контрастный исполнительский колорит сплетают смыслы в мощное, всеобъемлющее высказывание по поводу главных вопросов русского бытия.
Шенберг&Шуберт. Познавательное путешествие на территорию музыкального романтизма. И — одновременно — откровенный разговор о смерти, который виртуозы из оркестра musicAeterna во главе со скрипачом Дмитрием Бородиным ведут с каждым из присутствующих: то ли в Органном зале Пермской филармонии, то ли на перекрёстке множества путей из прошлого в будущее и наоборот. Такой овации с криками на Дягилевском не получал никто (кроме маэстро, конечно, но он не в счёт). А вот наш текст про этот концерт.
СПОРЫ’N’я. «Поэтический слэм» по мотивам античных мистерий, в котором живые и мертвые при посредничестве поэта ищут точки соприкосновения жестокого, несправедливого, уродливого реального мира и идеальной гармонии чистого искусства. В программе — два десятка стихотворений очень разных поэтов — от Сапфо до Целана, от Пазолини до Рыжего, ролях — прекрасные актрисы из разных городов, в том числе Алиса Олейник, Янина Лакоба и Любовь Толкалина. Инсайдерская информация для фанатов Курентзиса: финальное стихотворение — его!
Концерт камерного оркестра Rosarium. Искромётный «Дон Кихот» Телемана и возвышенно прекрасный 3-й Бранденбургский концерт, которые играются на старинных инструментах, в том числе виоле да гамба и флейте-траверсо, которых в обычном оркестре не услышишь. Жильные струны нежны и капризны, поэтому струнные приходится много раз настраивать в процессе. Но это стоит того: сочетание тембров аутентичных инструментов придает звуку глубокую густоту, которая отдается в груди, и почти тактильно ощутимую бархатистость.
Концерт мультиперкуссиониста Петра Главатских, посвященный композитору, математику и архитектору Янису Ксенакису — человеку драматичной и сложной судьбы, который в своем искусстве стремился упорядочить хаос с помощью чисел. Музыку обещают динамичную и предельно сложную для исполнения.
«Безвыходные акустические ситуации» — проект Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), одного из самых гибких музыкальных коллективов в мире, который активно включает в свои программы электронные и мультимедийные компоненты. «Музыка, которая смешивает хардкор, фри-джаз, техно, электропоп и глитч» — уже звучит круто, а это только про первую композицию в программе!