Каждый год в первый летний месяц на территории подмосковного Дома творчества «Звенигород» проходит Международная летняя театральная школа СТД РФ – масштабный проект Союза театральных деятелей России, на протяжении 15 лет собирающий молодых актеров из России и стран ближнего и дальнего зарубежья для профессионального диалога, развития и дополнительного образования. В программе Школы – мастер-классы, лекции, тренинги, занятия по основным профессиональным дисциплинам (по сценической речи, вокалу, актерскому мастерству, сценическому движению, современному танцу, фехтованию и другим) и многое другое.
В этом году в Школу приехало 86 молодых актеров и актрис из России и 11 стран мира: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, ДНР, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Турции, Узбекистана, Финляндии.
В рамках единого образовательного процесса осуществляется постановка пяти разножанровых спектаклей: драматических, кукольного, хореографического и экспериментального, открытые показы которых проходят в театральном центре «На Страстном» и в Боярских палатах.
Состав педагогов каждый год разный, в 2022-м режиссерами Школы стали: Николай Коляда (драматический театр), Денис Азаров (драматический театр), Анна Викторова (театр кукол), Татьяна Чижикова (пластический спектакль), Петр Айду (эксперимент).
Мы посмотрели все представленные постановки и делимся с вами впечатлениями.
Пластический спектакль
Танц-перформанс «Выхухоль и фейхоа»
Режиссер-хореограф Татьяна Чижикова
«Драка не имеет никакого смысла, совсем как встреча выхухоли и фейхоа» – считает команда спектакля, исследуя природу и среду обитания агрессии как явления, с небывалой скоростью набирающего обороты в современном мире. Агрессия не знает пола и возраста, социальных и иных различий, ей в той или иной степени подвержены все. Девятнадцать актеров, юношей и девушек, превращают в драку ситуации самые разные – от любовного свидания до спортивной тренировки. Конечно, никакой реальной драки на сцене нет, ее имитация сыграна в стиле замедленной съемки, что выглядит даже более устрашающе. С акробатической ловкостью и пластикой актеры переходят от одной «застывшей» сцены к другой, иногда и вовсе не касаясь друг друга, но не оставляя зрителю сомнения в смысле происходящего.
Драматический спектакль
«Александр Сергеевич. Деградация»
Режиссер Денис Азаров
О незримом и постоянном присутствии Пушкина в нашей жизни спектакль Дениса Азарова «Александр Сергеевич. Деградация». Деградация, собственно, относится совсем не к нему… Сопровождаемые произведениями «нашего всего» в виде текста на экране, актеры рассказывают собственные истории языком, далеким от пушкинского, и увязывают жизнь и смерть классика с современностью. Несомненно, любое стихотворение любого поэта можно истолковать как угодно, было бы желание. Поэтому в спектакле, в соответствии с актуальной повесткой, есть все, что так любят обличать деятели искусства: всеобщее пьянство, агрессия, домашнее насилие, любовные похождения, и далее по списку. Есть ли во всем этом место гению, посланному нам небесами в утешение?
Эксперимент
«Саундтрек»
Режиссер Петр Айду
Петр Айду в своей постановке обратился к ремеслу фоль-артистов – людей, работающих с шумовыми эффектами, применяющимися в кинематографе и на телевидении. Но если на экране звуки лишь сопровождают происходящее, то в спектакле «Саундтрек» они выходят на первый план, а с ними и актеры, этими звуками управляющие. На сцене огромное количество инструментов озвучания, например, куриные окорочка, кочан капусты, воздушные шарики, дверь от автомобиля, таз с грязью, да чего тут только нет. Интересно все: и наблюдать за актерами, и угадывать жанр, который они озвучивают в определенный момент, да и просто разглядывать, казалось бы, совершенно обычные вещи, превращающиеся в руках профессионалов во все что угодно.
Драматический спектакль
«Лекарь поневоле»
Режиссер Николай Коляда
Легкий, забавный, наполненный музыкой и движением спектакль поставил с актерами Летней школы режиссер Николай Коляда. Мольеровский «Лекарь поневоле» приобрел российский и «колядовский» колорит и душевность, а актеры из разных городов и стран не только продемонстрировали высокое профессиональное мастерство, но и удивительное единение. Такая степень взаимодействия на сцене обычно присуща артистам одной труппы, за много лет «притершимся» друг к другу, и ее совершенно не ожидаешь от людей, познакомившихся всего месяц назад. Николай Коляда превратил простенькую историю о том, как не надо злить жену, не столько в уморительную комедию, сколько в гимн дружбе, актеру и театру, не знающим границ, расстояний и национальностей.
Кукольный спектакль
DQ
Режиссер Анна Викторова
Море любви и нежности «выплеснула» на сцену команда спектакля DQ. Художник и режиссер Анна Викторова поставила историю о великом идеалисте, мечтателе и странствующем рыцаре Дон Кихоте, соединив драматический и кукольный формат постановки. Актер управляет куклой или кукла актером? В DQ невозможно однозначно ответить на этот вопрос, как невозможно и сказать, что более увлекательно: погрузиться в саму историю или наблюдать за работой артистов. На глазах зрителей Дон Кихот проживает свою жизнь как человек и персонаж, как самый ценный раритет в современном мире: благородный бессеребренник, борец со злом, пусть даже и вымышленным. Делая акцент не на словах, а на движении и музыке, режиссер погружает пространство в неповторимую атмосферу волшебной сказки, созданной, в прямом смысле, руками талантливых актеров.