Кинотеатр «Иллюзион», чьи пространства полутемны и также загадочны, как громадина Дома на набережной над ним, просто создан для проектов необыкновенных, экспериментальных, инфернальных. Таким стал киноспектакль «Онегин в кино», премьера которого состоялась в кинотеатре 29 сентября.
Киноспектакль – не воспоминание о советском прошлом, в котором процветал жанр телеспектакля. Это совершенно новое соединение искусства кино и театра в рамках одного перформанса. Есть большой экран и есть театральная сцена с декорациями. В зале – зрители и видеооператоры. Гримерки-раздевалки стоят по бокам от сцены (как сейчас это модно!) и актеры наскоро переодеваются, поглядывая в зал.
Возникает странное ощущение от видимого отделения кино от театра и их произвольного единения. Затея авторов слить два жанра в один заставляет актеров повторять то, что происходит на экране, при том, что это не прямая проекция, а заранее проведенная съемочная работа. Артисты театров «Современник», «Июльансамбль», «Театр Ермоловой» вовлечены в довольно многогранную работу: важно не выпасть из картинки на экране, не забыть текст, вернее, место и время его декламации, успеть вовремя переодеться, сыграть несколько ролей, спеть и станцевать, органично перебраться с экрана на сцену.
«Онегин в кино» представляет собой кинотеатрализацию самого настоящего «Евгения Онегина» без какого-либо осовременивания или иного вторжения в пушкинский текст. Узнаваемые цитаты разбросаны по полотну спектакля и «сшиты» между собой, как печворк-одеяло. Тем не менее, авторы стараются следовать действию романа, облекая его картины в разнообразные узнаваемые кино — теле — театральные жанры. Александра Сергеевича словно пробуют на зубок, погружая его героев в мюзикл, в хоррор, в мыльную оперу, вестерн, киберпанк, телешоу и прочее массовое искусство. Онегин предстает перед зрителем мажором, ковбоем, маньяком и много еще кем, удивительным образом «вписываясь» в каждый образ, оставаясь пушкинским героем, произносящим великий текст.
Киноспектакль ни в коем случае не претендует на образовательную функцию и не существует, как призыв обратиться к творчеству Александра Сергеевича и перечитать роман в стихах. Это попытка осмыслить саму суть гениальности – почему мысли, высказываемые гением, не теряются в веках, а остаются, приспосабливаясь к актуальному моменту, навеки с нами. Каким видится Евгений современному читателю-зрителю, пронизанному мейнстримом и слишком отдаленному от реалий пушкинской поры? Отчего герои романа так узнаваемы в персонажах сегодняшних шоу, блокбастеров, сериалов?
Не случайно авторы спектакля обращаются преимущественно к жанрам, прибывшим из-за океана. Голливудское кино, бродвейские мюзиклы, телевизионные шоу давно перекочевали в наш быт и стали основными маркерами искусства глобализма, охватившего весь мир и стирающего культурологические особенности наций. Гений поэта сталкивается с цунами массового искусства и побеждает, не силой, а глубиной. В любом, самом неожиданном образе из шоу-бизнеса, найдутся свои Онегины, Ленские, Ольги и Татьяны, таящие в себе те же трепет и холод, комплексы и надежды, нравственные муки и идеалы, свойственные героям позапрошлого века. Меняется антураж, неизменными остаются вопросы, которые каждый человек решает для себя лично, независимо от эпохи и социального положения.
В целом, в киноспектакле все не так уж и серьезно. Яркий, легкий, веселый, он заставляет зрителей перемещаться из зала в фойе и обратно, приникать к огромным окнам кинотеатра, наблюдая за съемочным процессом «онлайн». «Онегин в кино» предлагает сыграть в игру узнаваний, определений, взаимосвязей. Тем, кто справится и уловит ироничную подоплеку действия, упорно переносящего прошлое в настоящее, обеспечено интереснейшее времяпровождение.
В ролях знаменитой четверки персонажей – Степан Азарян (Онегин), Эдуард Кашпоров (Ленский), Екатерина Панасюк (Татьяна), Полина Синильникова (Ольга).
Степан Азарян является автором идеи и постановщиком киноспектакля. Он на самом деле похож на одного из первых в русской литературе «лишних людей» – Евгения Онегина, загадочного, с романтичной хандрой, лондонской элегантностью и душевными метаниями. Актер вносит в образ легкую насмешку, девальвируя его позапрошловечную серьезность, ведь многие из внутренних проблем пушкинского героя стали архаикой после глобальных перемен в мироустройстве.
Ленский Эдуарда Кашпорова из сегодняшнего далека видится заучкой-ботаником, чьи «учености плоды» позволяют ему разглагольствовать в ящике телевизора, но так и не делают из него ни мачо, ни просто уверенную в себе личность, так востребованную на просторах массового искусства.
Озорные сестры Татьяна и Ольга примеряют на себя множество образов из мира современного искусства, но при этом не теряют качеств, завещанных им Александром Сергеевичем. Татьяна робка, мечтательна, но и решительна в своей маленькой женской мести Онегину. Ольга рациональна и ребячлива одновременно. Кажется, эти героини могут позволить себе все в рамках перформанса, но очевидно желают сохранить очарование и женственность пушкинских образов.
Конец фильма оставляет удовлетворяющее чувство, к коему и стремились авторы проекта: летящий, воздушный текст, сколь не повторяй его еще со школьной скамьи, не кажется ни навязчивым, ни замыленным, ни заслушанным. Роскошный, величавый, он сам просится на язык в отличие от замусоренных, извращенных ошибками блокбастерных и сериальных диалогов, нервных прений на бесконечных ток-шоу, самовлюбленных интервью «звезд».
«Прекрасное должно быть величаво» сказал однажды автор «Евгения Онегина» своим прекрасным слогом, рядом с которым тонет в вечности все мелкое, наносное, сиюминутное.