1 мая на Малой сцене Театра им. Вл. Маяковского состоялась премьера спектакля «Фауст» по рассказу Ивана Тургенева.
«Фауст» – монолог в девяти письмах без ответа, где все события даны с одной точки зрения. А, быть может, и вовсе происходят лишь в фантазиях героев, буквально до смерти увлечённых чтением романа Гёте. «Безусловно, приятно разморозить какую-нибудь душу», – говорит главный герой. Но если что-то в этом механизме срывается с колес и уносит человека в зону неведомых мыслей и эмоций, душе грозит трагический финал.
Механизм спектакля раскручивается силой воображения, и герои Тургенева сливаются с образами Гретхен, Фауста, Мефистофеля. Мистика переходит и в пластику, которая здесь не столько танец, сколько манера общения, странное механическое существование окружающих в сознании главного героя. Каждая встреча превращается в концертный номер и прокручивается мистическим кинофильмом.
«Сила воображения – движущая пружина обоих «Фаустов», и тургеневского, и оригинала Гёте, – поясняет режиссёр Вера Камышникова, – И в этом я вижу возможность театрального языка. Воображение, с одной стороны, азартно движет человеческим развитием и восприятием мира, с другой, – легко вкручивает нас в излишнюю рефлексию и, как следствие, депрессию. Неспособность человека обуздать свои фантазии по поводу чего бы то ни было, преодолеть разрушительную силу воображения и есть зона вибрации нашего спектакля. Мефистофель – не абстрактный чёртик с рогами и копытами, а вполне конкретная часть тебя самого, которая может взбунтоваться, спрыгнуть с колес и унести в запредельные выси».
Фоторепортаж Анны Смоляковой