11 мая МХТ им.Чехова выпускает новый спектакль – «Авлабар, или Новая Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели в постановке Виктора Крамера.
Авлабар – один из старейших районов Тбилиси и место действия знаменитого водевиля Авксентия Цагарели «Ханума», написанного в 1882 году. Это история соперничества двух свах – Ханумы и Кабато, каждая из которых предлагает свою невесту старому князю Васо Пантыашвилли. История смешная, эмоциональная и в чем-то бесхитростная, как эмоциональны грузинские тосты, как бесхитростна живопись Пиросмани.
Роли двух свах в спектакле исполняют Ирина Пегова и Янина Колесниченко, а объекта их пристального внимания – князя Васо – Артур Ваха.
Накануне премьеры режиссер Виктор Крамер поделился своими мыслями о спектакле:
«Когда мы искали материал для новой постановки, вдруг, в неуправляемом сознании всплыло это название, каким-то необходимым сегодня праздником, какой-то радостью человеческой. Постановка основана, прежде всего, на первоисточнике от которого мы отталкивались, и большой группой авторов написали совершенно новые тексты, песни, стихи, в основу которых легла драматургия Авксентия Цагарели».
«Меняется время, меняются ритмы, слова, энергия, и, когда мы посмотрели текст, поняли, что сегодня хотели бы рассказать эту историю по-иному. Нам хочется, чтобы существовал некий удивительный Авлабар, район в несуществующем уже городе Тифлисе, где происходят вот такие сказки со счастливым концом. Я уверен, что уже этого нет, жизнь стала жесткой, сложной, но нам очень важна эта мечта об удивительном мире. Чувство хрупкости, сиюминутности, хрустальности этого мира и создавало основные идеи спектакля. Это придуманный мир, но наша фантазия, может быть, важнее реальности, а самое главное – все закончится хорошо».
«Персонажи, которые живут в этом мире очень открыты в своих страстях, в них нет двоякости, дуализма. Они если любят, то любят, если ругаются, то ругаются, и это происходит как у детей: между любовью и конфликтом (и обратно) дистанция очень короткая. В простоте взаимоотношений мы видим большую человеческую радость, и через этот выдуманный мир все равно видим себя».
«Для меня создание спектакля довольно мучительный процесс, потому что я пытаюсь создать некий мир. Каждый спектакль – совершенно новая планета о которой я не знаю вообще ничего. И когда ты ничего не знаешь, то идешь наощупь, и этот путь очень непрост. Мне очень важно создать с артистами художественную среду, в которой мы вырабатываем собственные законы, и живем по ним. Но жить по ним можно только со зрителем. В спектакле нет четвертой стены, и зритель тоже участник происходящего. Для нас важно, чтобы зритель ощутил радость этого небольшого уютного мирка, существование которого во многом определяется нами, нашим ощущением, нашей чуткостью к нему. Мы легко можем его разрушить, а можем сохранить, поэтому, конечно, в этой истории есть посылы в сегодняшний день».