18 декабря 2021 года состоялась одна из самых громких премьер Воронежского Камерного театра, которая до сих пор продолжает удивлять и очаровывать зрителя. «Ребёнок» – спектакль-номинант театральной премии «Золотая маска»-2023 в пяти номинациях – был поставлен по одноимённой пьесе норвежского писателя и драматурга Юна Фоссе, который получил «Международную премию Ибсена» (2010) за успехи в драматургии. Однако, режиссёр спектакля Антон Фёдоров попробовал немного возвыситься над текстом пьесы и показать драму в молчании и междометиях – герои почти не говорят и общаются между собой скупо, обрывками фраз и эмоциональными возгласами, но сюжет остаётся полностью понятным и передаёт драматический накал, вложенный в него автором.
В тишине, которая возникает на сцене, тем не менее много звуков (шумит дождь, звенит стекло), сопровождающих первую встречу героев. Фредерик (Михаил Гостев) и Агнес (Яна Кузина) знакомятся на безлюдной остановке, и, не зная, что делать со своей жизнью, объединяются. Единственное, что омрачает их первую встречу – угроза, которую вызывает пугающий и сумрачный собиратель бутылок, преследующий пару и после того, как они начали жить вместе. Его мрачная тень и безмолвное присутствие накаляют обстановку даже тогда, когда речь идёт о совместном быте Фредерика и Агнес, которые пытаются приобрести квартиру, обжиться на новом месте и уладить разногласия друг с другом. Собиратель бутылок Арвид (Андрей Новиков) – прошлое Агнес, в котором ей рано или поздно приходится признаться своему возлюбленному. Фредерик – пассивен по своей натуре и во всём следует за Агнес, а она, наоборот, увлекает за собой сюжет пьесы. Девушка первой протягивает мужчине руку на остановке, ведёт его за собой и строит в своих мечтах их общее будущее.
Сценография спектакля большая заслуга видеохудожника Алексея Бычкова. Шесть платформ, из которых образована сцена, преобразуются в один момент в комнаты, в которых будут жить счастливые герои. Визуальная игра с ракурсом, через который зритель наблюдает за происходящим на сцене напрямую и сверху, порождает ощущение полной открытости маленького мира Фредерика и Агнес, в котором у них в скором времени должен появиться долгожданный ребёнок.
Одним из комических персонажей, создающих разлад между героями, является мать Агнес Эвелин (Тамара Цыганова), пришедшая с подарком на новоселье к дочери. Актриса реалистично показывает замешательство женщины, пытающейся понять свою дочь и не осуждать её выбор.
Однако, трагическая суть пьесы в том, что Агнес не суждено родить ребёнка. В одной из сцен её увозят в больницу, чтобы сказать: «Если бы ещё только пара дней, мы бы ещё сумели спасти ребёнка». Другой врач моментально поправляет: «Не ребёнка – плод», отчего зритель явственно ощущает холод безэмоциональности, которую проявляет к молодой паре суровая медицина.
С самого начала Фредерик вызывает чувство жалости. Он появляется вместе с группой пьяниц, откладывает «на потом» недопитую бутылку, часто ссорится с Агнес, и в больнице не может сосредоточиться на помощи любимой женщине, из-за того, что постоянно пребывает в сомнениях. Фредерик по-своему тяжело переживает утрату ребёнка, в один момент мы видим его свернувшимся в позе зародыша в середине сцены, и Михаил Гостев очень точно отыгрывает эмоции мужчины, оставшегося без цели и придуманного им самим смысла. Яна Кузина превосходно справляется с ролью женщины, которая преисполнена большими надеждами на будущее. Даже испытывая много боли, она словно знает, что её мужчина не способен о ней позаботиться и, предвосхищая его замешательство, просит Фредерика перед своей операцией: «Когда вернёшься домой – убери детские игрушки».
Говоря о спектакле, нельзя не отметить музыкальные композиции и сопровождающий течение сюжета танец. Объединить танцевальную и драматическую труппы ради этой постановки было лучшим решением, потому что образы, рисуемые движениями танцоров, дополняют картину обреченного одиночества и беспомощности героев, которые и сами словно дети, оставшиеся беспризорными в тёмном мире. Танец гипнотизирует зрителя, но в финале позволяет себе фривольность, чтобы на секунду выдохнуть и отпустить травматические ощущения от только что пережитой вместе с героями трагедии.
Мы поговорили с заведующей литературной частью камерного театра и помощником режиссёра этого спектакля Анной Колтыриной о важных нюансах «Ребёнка».
Идея соединить танцевальную и актерскую труппы появилась сразу? Театр специально искал спектакль для этого или это режиссёрская задумка, исходя из идеи истории?
Участие танцевальной труппы было запланировано изначально. Танцовщики в этом спектакле – его гармоничная часть, они участвуют в общем потоке истории и влияют на нее. На тот момент руководителем танцевальной труппы была Виктория Арчая, и она за этим процессом следила, сочиняла хореографию. Сами танцовщики тоже вносили какие-то предложения, а потом всё это отсматривал Антон (Антон Фёдоров – режиссёр спектакля) и утверждал подходящие фрагменты.
Как удалось передать ощущение одиночества в сценографии? В чём вообще роль сценографии в этом спектакле?
Антон Фёдоров зачастую сам является автором стенографии своих спектаклей. И стенография имеет, конечно, здесь значимую роль, она полноценный участник спектакля. Это такой метафоричный художественный элемент. Например, станки, которые используются в этом спектакле – специально разделённые, чтобы можно было передать и подчеркнуть разрозненность главных героев. Возникают эпизоды, когда Агнес и Фредерик стоят отдельно на этих станках, и оттого острее ощущается их внутреннее одиночество.
Сложно ли было выбрать артистов на роли или решение было принято быстро?
Яна и Миша были выбраны сразу. Да, они часто играют именно в паре – сильный актёрский дуэт, хорошо известный воронежскому зрителю. В Камерном есть специфическая особенность – у нас нет вторых актерских составов. То есть всегда состав один, и каждый артист в этом актёрском ансамбле спектакля на своём месте.
Какие интересные случаи происходили на репетициях? Может быть, есть какие-то особенности этого спектакля?
Могу отметить вот такую особенность спектакля – он мультимедийно насыщен. Сама по себе сценография максимально минималистична – станок, остановка и все. Там нет мебели, сложных декораций, ширм, задников – только проекция, видеооформление, которое создавал видеохудожник Алексей Бычков. И этот спектакль технически сложный, мы его репетируем каждый раз перед показом. Делаем полный технический прогон, проверяем все перестановки. Конечно, технические репетиции мы проводим и перед другими спектаклями, но в «Ребенке» этому мы уделяем особенное внимание, потому что на видеооформлении завязан не только визуальный ряд, но смысл сцен. Также важна и световая картина, за создание которой отвечал Игорь Фомин – прекрасный художник по свету, давний соавтор Антона, и, конечно, музыка, которую для этого спектакля сочинил замечательный современный композитор Григорий Калинин – тоже постоянный участник проектов режиссера Антона Федорова.
Этот спектакль очень живой и подвижный. Какие-то решения и сцены у нас рождались в ходе репетиций, появились какие-то особенные слова, шутки, такие живые вещи, которые рождаются случайно, но гармонично дополняют историю. Мы их фиксировали и включали в спектакль. Конечно, в «Ребенке» есть застроенные мизансцены, есть неизменные обстоятельства, но в целом ход спектакля зависит от актёрского настроения, самочувствия, от того, в каком состоянии артисты выходят на сцену. И мы к этому очень бережно относимся, и перед каждым спектаклем репетируем, повторяем, вспоминаем режиссерские задачи и стараемся их исполнять.
Какая, на ваш взгляд, основная тема спектакля?
Одна из тем, к которой мы часто возвращались во время репетиций спектакля – тема одиночества. Страх одиночества – это базовый страх человека несмотря на то, что он иррационален, потому как каждый в большей или меньше степени одинок. Наверное, этот страх возникает от нежелания знакомиться с самим собой, узнавать себя, принимать себя и свои слабости, от нежелания заглянуть в пустоту, которая неизбежно сопровождает человека на протяжении всей жизни и догоняет тебя именно в те моменты, когда ты остаешься наедине с собой. Персонажи спектакля Фредерик и Агнес сталкиваются с этой пустотой, и в момент этой встречи они видят друг друга – и здесь начинается их история. И наш спектакль.
Текст: Лада Кулинич (автор Телеграм-канала Девушка у сцены)