В новом, 103-м сезоне, Театр Вахтангова продолжил добрую традицию – выпуск совместно с издательством «Театралис» книг, посвящённых истории театра и его спектаклям, а также вахтанговцам, которые щедро делятся воспоминаниями и размышлениями, зарисовками событий, очевидцами и участниками которых они были, театральными легендами, услышанными от старших поколений и бережно хранимыми в памяти.
3 сентября состоялась презентация новых изданий:
«Война и мир» Римаса Туминаса. Рождение спектакля
Составители: Елена Дунаева и Герман Марченко
Книга представляет собой документальную запись репетиций спектакля «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого, поставленного Римасом Туминасом к 100-летию Театра Вахтангова. Это уникальная летопись рождения спектакля, который уже стал вехой в истории российского театра. Размышления режиссёра, его погружение в текст великого романа, в душу каждого персонажа, его блистательные монологи – подсказки актёрам и всем создателям постановки… Живые, зафиксированные моменты творческого поиска режиссёра и актёров.
Елена Дунаева (доктор искусствоведения, профессор):
За этим текстом стоят все участники творческого процесса, все, без исключения. Не только актеры, не только люди, которые сидят на звуке, на свете, помощники режиссеров. Образ, который рождается непосредственно на глазах у публики, создает огромное количество людей, и в этом раскрывается самое главное свойство театра, который будет жив всегда и переживет все другие виды искусства, несмотря на все технические совершенствования.
Наша книга – попытка схватить сиюминутность и хрупкость бытия актеров на репетиции, режиссера с очень сложной, мучительной биографией, с очень глубокими рефлексирующими в традициях русской культуры размышлениями о жизни. Драматизм в рождении образа был для меня главным. Мне бы хотелось, чтобы это получилось. Получилось ли или нет, это уже судить, наверное, читателям.
Кирилл Крок (директор Театра Вахтангова):
Римас Владимирович не знал, что мы по расшифровкам записей видеокамер, которые стоят на репетициях в зале, подготовили материалы для книги. Когда все было готово, я сообщил ему, что мы издали небольшую книгу о «Войне и мире». Несколько экземпляров мне удалось передать в Литву. Через какое-то время Римас позвонил мне и сказал: «Ты знаешь, Кирилл, я держу в руках книжку, и в глазах моих слезы…»
Вахтанговцы: Л.М. Шихматов и В.К. Львова. В 2-х томах. Т.I: Ученики Вахтангова. Т.II: Учителя вахтанговцев.
Редакторы-составители – Анна Бруссер и Екатерина Высоковская.
Основой книги стали дневники Леонида Моисеевича Шихматова, которые он вёл всю свою жизнь. Эти записи фиксируют его актёрскую и педагогическую деятельность, содержат воспоминания и впечатления от встреч с интереснейшими людьми начала ХХ века – К.С. Станиславским, Е.Б. Вахтанговым, Ф.И. Шаляпиным и многими другими. Кроме того, в книгу вошли записи репетиций Вахтангова, лекций Станиславского в Третьей студии МХАТ, сделанные Верой Константиновной Львовой, и отрывки из её педагогического дневника. Книгу дополнили воспоминания учеников Шихматова и Львовой: Ю.К. Борисовой, М.А. Ульянова, В.А. Этуша, А.А. Ширвиндта, Р.А. Быкова, А.А. Вертинской и других.
Кирилл Крок «Театр надо любить. Причём вопреки»
Под редакцией Марины Райкиной
Как известно, директора, в отличие от режиссёров или актёров, книги пишут редко. А Кирилл Крок, который уже 13 лет является директором Театра Вахтангова, написал. Её можно рассматривать как практическое руководство по выстраиванию собственной жизни и жизни театра, которому служишь. Она ответит на важные вопросы, которые встают перед тем, кто начинает свой путь в театре или думает связать с ним свою жизнь. И самое главное – эта книга написана не управленцем с холодной головой, а влюблённым в театр и преданным ему человеком. Это достаточно откровенный, честный рассказ о себе, о театре, о людях, его населяющих. А также о потерях, разочарованиях, обретениях и любви… к театру. К счастью, разделённой.
Также на презентации был представлен обновлённый фотоальбом Людмилы Максаковой
Книги можно будет приобрести до начала спектаклей или в антрактах в книжных лавках на Основной и Новой сценах.