Крещенский фестиваль в Новой Опере радует незаурядными премьерами. 28 января на фестивале впервые в России была исполнена «Книга за семью печатями» австрийского композитора Франца Шмидта – оратория для солистов, хора, органа и оркестра. Получилось величественно, грандиозно, монументально.
Творчество Франца Шмидта (1874-1939), композитора позднего романтизма, мало известно широкому кругу российских слушателей. Ученик Антона Брукнера и последователь Густава Малера, Шмидт блестяще владел фортепиано и виолончелью, работал преимущественно в масштабных формах оркестровой, камерно-ансамблевой и органной музыки.
«Книга за семью печатями» – его самое известное произведение, сочинённое им в 1935-1937 годах. Оно наиболее полно отражает «Откровение Иоанна Богослова» (последняя книга Нового Завета, «Апокалипсис»). В первой части оратории повествуется о снятии с книги первых шести печатей и событиях после, во второй части – о снятии седьмой печати, битве архангела Михаила с драконом, семи ангелах с семью трубами и о преображении неба и земли. Партия Иоанна Богослова поручена тенору, партия Голоса Господа – басу. Партии остальных четырех солистов не персонифицированы.
Премьера «Книги за семью печатями» в Новой Опере приурочена к 150-летию со дня рождения Франца Шмидта и была исполнена под руководством дирижёра Фёдора Безносикова. Партию Иоанна Богослова пел Дмитрий Шабетя, партию Голоса Господа – Виталий Ефанов. В концерте задействовали ещё четырёх исполнителей: сопрано – Екатерина Мирзоянц, альт – Александра Саульская-Шулятьева, тенор – Станислав Мостовой, бас – Михаил Первушин.
Всего же в почти двухчасовом концертном действии приняло участие огромное количество артистов: смешанный хор, масштабный оркестр с заметно большим составом духовых. Исполнение было пронизано загадочностью, таинственностью, местами даже мистицизмом. При этом музыка, описывающая Апокалипсис, не ввергала слушателя в пучину страстей и ужасов, она была разная по ритму, с чётко расставленными акцентами (то мажорными, то минорными), впечатляющей кульминацией, завершившей первую часть. Музыка рассказала сюжет Апокалипсиса как захватывающую драму, где в финале происходит озарение и появляется надежда.
Солисты, исполнившие сложнейшие партии, сумели передать пронзительность и безысходность заложенных в сюжет событий. На долю хора выпали различные многозвучные эпизоды, с которыми коллектив блестяще справился, продемонстрировав стройность и мощь. Обилие партий духовых музыкальных инструментов подчеркнуло религиозные и потусторонние сюжетные акценты, прославление и величие бога всемогущего.