В Белой комнате РАМТа режиссёр Екатерина Гранитова представила спектакль об Александре Грине. «Человек летающий» – название фантазийное, да и каким ему быть, если речь идёт о фантазёре, мечтателе и инженере-конструкторе удивительных вселенных. Если вы любите Александра Грина и не боитесь, что его образ для вас исказится через чужую оптику, то приходите на спектакль.
Там вы увидите двух жён писателя, услышите их реальную переписку с мужем, познакомитесь с героями Грина и, конечно, попытаетесь угадать самого Мастера в быстрой смене ракурсов, прыжков, танцев, выкриков, смеха и задумчивых монологов.
На сцене всего два актёра: Дарья Семёнова отвечает за все женские образы и иногда – мужские. Легко переключая регистры и биографии, актриса настойчиво и честно несёт зрителям свою половину спектакля. Остальное время и пространство заполняет Александр Гришин, по неслучайной (?) случайности тоже Александр и почти Грин (всего две «лишние» буквы в фамилии).
Однако кажется, что все случайности неслучайны, потому что жизнь писателя не была стройной, лёгкой и красивой и могла бы закончиться раньше и хуже, если бы не способность Грина мечтать о полёте человека над землёй. Кажется, он преодолевал все мыслимые и немыслимые законы тяготения, каждый раз взмывая в воздух с нового аэродрома. Он неизбежно падал, рискуя разбиться, и снова улетал в далёкие миры своего воображения, заправляясь уникальным топливом из смеси алкоголя, романтики, литературного таланта и отчаянной детской веры в счастливый конец.
Екатерина Гранитова намеренно размывает грань между художником и его творениями: два актёра бесшовно сменяют образы и состояния. Лишь по стройным строкам любимых произведений и знакомым именам персонажей можно угадать, что Александр Гришин из человека и писателя Грина превратился в Альдо Путано из «Нового цирка», а Дарья Семёнова из жены писателя – в кабальеро Ершова из «Фанданго» (усы, конечно, тоже стали подсказкой).
Совершать переходы между состояниями актёрам помогает музыка Шопена, Уэббера, Дунаевского, Курёхина, Налича и авторский саунд Алии Гришель и Екатерины Ишхаковой. Музыкант Максим Олейников и его фортепиано становятся невольными участниками семейных сцен и свидетелями творческих взлётов и человеческих падений.
Привычное для читателя отождествление образа персонажа с личностью автора здесь не только не мешает восприятию, но и работает как ключ к постановке. Ведь отделить Александра Степановича от его литературных фантазий невозможно: он помог своим героям появиться на свет, а они помогли ему прожить ту жизнь, которой у него не было.
Режиссёр Екатерина Гранитова попыталась пригласить зрителя в манящий мир Грина. На маленькой сцене, насквозь продуваемой мистралями, она показала большого человека – трогательного романтика, капитана, отшельника, модерниста, мучителя и мученика. Простого смертного, чьё тело приковано к земле, а душу унёс в небо морской ветер. Героя, который отдал всё за попытку взлететь, даже если со стороны она показалась лишь прыжком с пола на табуретку.